Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Управлять - не значит командовать

Автор(ы): Ш. Р. Абдурашитов, канд. техн. наук

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Затраты: себестоимость и производительность труда. Любые виды затрат в каждом деле требуют их всемерного снижения, экономии и оптимизации. К таким показателям относятся, прежде всего, общие и удельные расходы ресурсов: денег, сырья, расходных материалов, энергии, воды, услуг транспорта и связи и др. Следующим важным видом затрат являются трудовые ресурсы, их затратами на единицу продукции или услуг определяется производительность труда. Из прочих затрат отметим количество потраченного времени на единицу продукции или услуг. Суммарные материально-денежные и трудовые затраты на единицу произведенной продукции или услуг определяют ее себестоимость, которая должна лежать в границах некоего оптимума среди однородных видов деятельности. В случае превышения этих границ управление считается неудовлетворительным, а если показатели находятся ниже этих границ - приемлемым или успешным.

Количественные изменения. Каждое полезное занятие с помощью эффективного управления мы стремимся развить в линейных и объемных размерах, то есть количественно. Достигается это разными путями: расширением предприятия, численным ростом персонала, совершенствованием технологий с применением более производительных машин и аппаратов и т.д. Но наращивание объема производства должно осуществляться не любой ценой, а при допустимых издержках, что обосновывается не столько интуицией и внутренним чутьем начальника, сколько соответствующими обоснованиями - проектами, необходимыми выкладками и расчетами, сравнениями, опытом других и прочими средствами. При этом затраты на развитие производства должны окупаться в приемлемые сроки.

Качественные изменения. Эффективность предприятия можно повысить наряду с увеличением количественных показателей также улучшением качественных характеристик продукции и услуг. Это особенно важно, когда наступает насыщение рынка обычным ассортиментом. Именно новые потребительские параметры зачастую обеспечивают прорывной спрос на тот или иной продукт. На самом предприятии рост реализации продукции или услуг сопровождается, естественно, соответствующим улучшением экономических, социальных, финансовых, кадровых и других показателей. В обновлении же технологий доминирующая роль принадлежит лицу, возглавляющему менеджмент предприятия, а также подобранной им команде специалистов разного профиля: технологов, экономистов, финансистов, сбытовиков, кадровиков и др.

Морально-нравственные аспекты управления. Важнейшим элементом, формирующим динамику показателей эффективности, является моральный климат, царящий в коллективе. Центром этого живого организма является само управляющее лицо, от которого, словно круги на воде, расходятся «правила поведения», состояние нравственной атмосферы, культура и духовность, ответственность и дисциплина. Если начальник просвещен, добропорядочен, трудолюбив, взыскателен не только к подчиненным, но прежде всего к самому себе, то и все его окружение будет стремиться ему подражать. В успешности такого предприятия и благополучии его сотрудников можно особенно не сомневаться - все это ими будет обеспечиваться стабильно, позитивные составляющие будут, как правило, доминировать над негативными. А если начальник вор, бездарь и бездельник (что, к сожалению, бывает чаще, чем многим из нас кажется!), то от подобного «шефа» ждать его подчиненным счастья и благополучия нет повода - основа слишком трухлявая. При этом морально-нравственные аспекты актуальны для всех форм и уровней управления: от бани и школы до любого завода, ведомства и целого государства -правила, нормы и мораль обязательны для всех!

Умение управлять - удел далеко не каждого! Подавляющему большинству мужчин представляется, что нет ничего проще, как, взобравшись на высокий пост, командовать оттуда всем и вся. Правда, лучшая половина человечества особо не стремится в начальники, видимо, понимая хлопотность и рискованность этого занятия. Между тем, многовековой опыт миллионов «командиров» разных сфер человеческой деятельности свидетельствует о довольно пессимистической статистике. Оказывается, командирской статью-то обладают очень немногие, избранные Богом индивиды. Раскладка талантов примерно такова: в нижнем звене лишь один из десяти претендентов может стать достойным начальником, в среднем - один из тысячи, в высшем - один из миллиона. Речь, понятно, идет именно о достойных, то есть состоявшихся начальниках, ибо недостойных и сегодня тьма-тьмущая.

Кто же они - счастливчики судьбы, достойные начальники-менеджеры? Для того чтобы дарования индивида, предрасположенного к управлению, проявились в полной мере, должны соединиться как минимум два благоприятствующих фактора: личностные характеристики самого индивида и внешние обстоятельства. Рассмотрим их.

Личностные характеристики. Генетически в каждом человеке заложены определенные созидательные задатки, духовники именуют их «предназначением». Так, одни индивиды «запрограммированы» стать талантливыми учителями, другие -врачевателями, третьи - изобретателями, четвертые - зодчими, пятые - поэтами, художниками или музыкантами. Есть в этом ряду и одаренные (от рождения!) организаторы-менеджеры, которые способны эффективно управлять группой единомышленников, предприятием, городской мэрией или государством. Однако в реальности мало кто занимается той или иной управленческой деятельностью не по выпавшему случаю, а по предназначению. Таких, наверное, не более одного процента от всех «командиров»! Если бы хоть четверть из нас трудились согласно своему предназначению, то мир мог бы стать иным - более благоустроенным, добрым и справедливым. Данной проблемой занимались и продолжают заниматься множество философов, психологов, педагогов и социологов, но плодов их поисков пока не видно. Вот почему на трудовом поприще мира царят кадровый хаос и неразбериха: потенциальные инженеры стоят за торговыми прилавками, врачи водят троллейбусы, менеджеры ловят воров, талантливые певцы и художники мотаются геологами по горам!

Но даже если индивид попал на начальственную работу, он должен овладеть рядом позитивных качеств, без которых ему не сладить с «командирскими» функциями: честностью, доброжелательностью и трудолюбием. Только обладая этими качествами, он сможет объединить «команду» и нацелить ее на выполнение конкретных задач производства и созидания. И наоборот: недостаток положительных качеств и избыток отрицательных становятся причиной менеджерских «проколов».

Внешние обстоятельства. Наряду с личностными характеристиками человека выбору пути движения по жизни нередко способствуют внешние обстоятельства, действующие независимо от его желания и воли. К ним могут относиться: влияние родителей и друзей, появление новых производств и предприятий, представившаяся возможность заработать деньги, получить материальные блага и т.д. Важно и то, насколько четко индивид осознает свои цели, свое предназначение. Внешние факторы намного меньше довлеют над теми, кто твердо определился в своем предназначении, кто более свободен от них и может действовать смелее и увереннее. У таких лиц, как правило, все или по крайней мере большинство замыслов в жизни реализуются.

Демократичность никогда не вредит управлению. Проявления признаков демократичности очень высоко ценятся подчиненными, но очень немногие из начальников «балуются» этим важнейшим инструментом управления. Куда типичнее напускная важность, запредельная строгость, мелочная придирчивость, поощрение лизоблюдства, что, конечно, порядком подрывает отношения. Причина этого не только в личных недостатках начальников, но и в мотивах их стремления к командным высотам. Ведь какие у нас начальники? Одни «идут в начальники», чтобы нахапать как можно больше разных благ и улизнуть подобру-поздорову; другие - чтобы восседать в шикарных кабинетах и наслаждаться жизнью, пока не снимут. И только единицы готовы управлять порученным делом, не жалея себя и добиваясь позитивных результатов. В первом случае ясно, что не нужна никакая демократия, ибо весь пыл ума и духа уйдет на то, чтобы умножить свои блага и вовремя «смыться». Так поступает примерно треть начальников разного калибра. Во втором случае начальник рассчитывает сидеть у посланной Богом кормушки всю жизнь (если, конечно, в полной мере не провалит возложенное на него дело и не обременит свое начальство излишними хлопотами!). Подобных начальников в нашем Отечестве более половины от всех наличествующих; они прекрасно обходятся без демократии, которая им как кость в горле. Наконец, третья категория - это полезные начальники, приносящие в казну и обществу львиную долю благ: денег, знаний, культуры, благополучия и многого другого. Подобные работники-управляющие составляют в среде менеджеров меньшинство, к тому же их число (в отличие от первой категории!) не увеличивается. Вот они-то искренне заинтересованы в демократических нравах и порядках, ибо благодаря этому удается получить ожидаемые плоды совместных усилий. И не только за счет мудрости руководителя, но также через позитивные инициативы «снизу»: творческие рационализации, самоотверженный труд, проявления бескорыстия и честности и т.д.

Что противопоказано эффективному управлению? В каждой сфере человеческой деятельности есть определенные запреты, переступать которые равносильно непрофессионализму или даже профессиональному предательству. Так, например, водителю транспортного средства запрещено пить за рулем, электрику - входить в электропомещения без индикатора напряжения, фельдшеру - идти к больному без тонометра и градусника и т.д. Есть подобные запреты и в искусстве управления. К ним следует отнести, например, проявления алчности, бесчестия, цинизма, бескультурья, подлости. Управляющие лица, склонные к таким пристрастиям, не могут рассчитывать на уважение окружающих, тем более на понимание, участие и доверие к себе с их стороны. При наличии подобных проявлений не может быть и речи об эффективном управлении -оно всегда будет бесчестным и бездушным. Многие представители нынешней элиты (властной, финансовой, имущественной и др.) не слишком заботятся о благонравии и добропорядочности, видимо, пребывая в полной уверенности, что смогут склонить на свою сторону любого оппонента с помощью известных приемов. Такие рассуждения для индивидов без стыда и совести, конечно, и логичны, и опираются на практический опыт. Однако в свете долгосрочной эффективности управления подобные рассуждения столь же далеки от честного менеджмента, как брус чистого золота от стальной болванки, анодированной под червонное золото!

Несмотря на мудреность и заковыристость искусства управления, в принципе им может овладеть любой нормальный и энергичный человек. Правда, в разной мере успешно. Для достижения наилучшего результата надо много знать и быть не менее добропорядочным, чем окружающие. Помимо этого, у человека должно быть достаточно выдержки, смекалки и стойкости, чтобы не пасовать перед каждой неудачей, не отчаиваться и не закисать, наткнувшись на острие проблем. Жизнь, к сожалению, всегда изобилует неприятностями и ударами судьбы, надо научиться становиться над ними, мужественно перемалывать их в душе своей в сахарную пудру, помня всегда о том, что гарантия успеха в любом виде управления не столько в случае, сколько в твердых знаниях, добрых помыслах и несокрушимости духа!

3
1 2