Автор(ы): Э. А. Диваева, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы» Института экономики и предпринимательства, А. М. Мухамедьяров, д-р экон. наук, профессор кафедры инновационной экономики Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
В практике инновационного развития многих стран, особенно европейских, несмотря на процессы интеграции, создания различных сетей и повышения уровня глобализации хорошо просматривается региональная составляющая инновационности.
В рамках формирования и функционирования национальных инновационных систем (НИС) во второй половине 1990-х гг. в промышленно развитых странах были приняты программы стимулирования инновационной деятельности, направленные на распространение инноваций. Это в значительной степени способствовало развитию инновационной деятельности в регионах этих стран, формированию различных организационных структур и механизмов повышения их эффективности.
Необходимо отметить, что в этих странах инновационной составляющей экономического развития уделяется большое внимание уже на протяжении 30-40, но именно в последние 15 лет различные меры (финансовые, стимулирующие, организационные) по распространению новшеств и их коммерциализации привели к созданию в регионах различных, принципиально новых инновационных структур, которые обладают основными свойствами системы и отличаются масштабностью, целенаправленностью и результативностью.
Выявление особенностей их формирования и функционирования представляет интерес в организационно-управленческом, методическом и практическом аспектах. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, наиболее интересные с точки зрения создания региональной инновационной системы (РИС) организационные структуры, характерные для западноевропейских стран.
Следует, прежде всего, уточнить термин «регион». В Европе и во всем мире регион не имеет четкого и единого определения. В Германии под регионом понимают федеральные земли (например, Саар), во Франции - провинции и департаменты, в США - штаты, в Бельгии - национальные регионы, в Китае - провинции, в Финляндии - губернии, в Англии - графства.
В странах ЕС приоритетными задачами являются развитие в регионах наукоемких производств и инновационное расширение сферы услуг. В связи с важностью этих задач в Евросоюзе разработана специальная программа RITTS (Regional Innovation and Technology Transfer Strategies and Infrastructures Project) - программа развития региональных стратегий и инфраструктур трансфера технологий и инновационной деятельности, охватывающая 21 регион. Содержание работ состоит в оценке существующих условий для развития инновационных процессов в субсидируемом регионе, разработке предложений по формированию и оптимизации региональной стратегии, политики, инфраструктуры, которая будет способствовать их реализации, в целях поддержки инноваций и трансфера технологий. Проекты финансируются из бюджета Инновационной программы и относятся к конкретному региону, учитывают только его нужды [1].
При региональных торгово-промышленных палатах создаются региональные агентства научно-технической информации (ARIST), специализирующиеся на информационно-аналитической работе в области науки, технологии и экономики. Помимо обычного набора консультационно-информационных услуг агентства осуществляют для своих клиентов мониторинг деятельности конкурентов в трех направлениях - технологическом, экономическом и коммерческом.
В каждой стране ЕС имеется свой подход к развитию инновационной системы в регионах, учитывающий традиционное размещение исследовательских и образовательных учреждений, объектов промышленности и другие особенности.
В Германии в этом плане для федеральных земель (регионов) характерны два основных типа региональных инновационных систем: 1) земли, имеющие очень большой инновационный потенциал; 2) земли, имеющие средний инновационный потенциал с уклоном трансфера технологий и тенденций размещения высокотехнологичных предприятий.
Типичным и ярким представителем первого типа является земля Баден- Вюртенберг, где сосредоточено 14 исследовательских институтов, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования, 14 институтов прикладных исследований, более 60 исследовательских центров промышленных компаний, 9 университетов, 39 технических колледжей и т.д. [3]. Этот регион можно отнести к научно-ориентированным. Факторы высоких темпов его инновационного развития - это не только наличие мощного потенциала региональной инновационной системы, но и сложившийся тип отношений между ее участниками: инновационная система земли Баден-Вюртенберг характеризуется высокой степенью автономности, целенаправленности, независимости и коммерциализации.
Ко второму типу можно отнести федеральную землю Саар, где имеются достаточная научная поддержка и инфраструктурное обеспечение. В этом регионе (земле), как и в других, эффективно реализуется инновационная политика. Инновационный комплекс земли Саар, значительно уступая по масштабности первому типу, включает 2 университета, 8 специализированных организаций, в том числе для поддержки инновационной деятельности, и 5 центров, которые содействуют созданию новых, высокотехнологичных предприятий и предоставляют льготные условия аренды.
Система поддержки инновационного развития правительством Саар через Торгово-промышленную палату включает следующие направления: прямая финансовая поддержка инновационных проектов малых и средних предприятий как часть технологической программы земли Саар; создание благоприятных условий для деятельности учреждений в области консалтинга и трансфера технологий; создание и укрепление организаций, на базе которых ведутся работы, направленные на коммерческую реализацию результатов, укрепление университетских подразделений технологического профиля в целях формирования среды, благоприятной для размещения в Сааре высокотехнологичных предприятий [1].
При этом постоянно реализуются локальные программы. Например, программа оказания помощи малым и средним предприятиям в реализации перспективных проектов; программа «Исследование и технология» направлена на разработку перспективных для рынка новых видов продукции и технологических процессов. Эту землю (регион) можно отнести к промышленно-ориентированным.
Во Франции традиционно сформировалась более централизованная структура инновационных исследований. Франция, в отличие от многих европейских стран, отказывается от проведения глобальной политики в сфере науки и технологий с помощью административно-правовых рычагов и занимается перестройкой инфраструктуры с целью создания наиболее благоприятных условий для кооперации науки и производства. Во Франции создан мощный комплекс поисковых и прикладных исследований. Инновационная политика этой страны развивается по нескольким направлениям: поддержка инновационной деятельности малых и средних предприятий, снятие ограничений на пути венчурных инвестиций, стимулирование кооперации между научными организациями, вузами и промышленными предприятиями.
Несмотря на относительную централизованность научно-технической деятельности четко просматривается и региональный подход в инновационной сфере. При этом в зависимости от особенностей регионов (провинций, департаментов) реализуются различные региональные инновационные стратегии: например, в экономически развитом регионе Лион, где функционируют промышленные зоны и научные парки, используется стратегия консолидации, в промышленно развитом регионе (провинции) Сан-Дизье - стратегия диверсификации. Стратегия создания, которая предусматривает формирование научных парков, развитие инновационной инфраструктуры и т.д., используется в промышленно слаборазвитом районе Лазурный берег в департаменте Приморские Альпы.
1 | → | |
2 3 |