Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Анализ предприятия и отрасли



Анализ предприятия, продукции и рынкаявляется обязательной составляющей частью подготовительного этапа бизнес-планирования, а его основные результаты в сжатом виде представляются в форме самостоятельного раздела бизнес-плана.

В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.

Ключевые элементы раздела:

  • основные сведения о предприятии;
  • краткая история предприятия;
  • тип бизнеса, основные виды деятельности;
  • месторасположение предприятия;
  • характеристика отрасли;
  • роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли;
  • факторы, влияющие на деятельность предприятия(SWOT-анализ);
  • цели и стратегии бизнеса.

Основные сведения опредприятии включают:

  • полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;
  • организационно-правовая форма;
  • размер уставного капитала. Виды, количество, номинальная стоимость выпущенных акций;
  • учредители предприятия с указанием их доли вуставном капитале;
  • принадлежность предприятияк различного рода объединениям, членство на биржах;
  • наличие филиалов, представительств;
  • юридические лица, в которых предприятие владеет более 5% собственности.

В бизнес-плане указываетсятип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение).Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.

В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы.

Удачное расположение предприятия — один из важнейших факторов успеха проекта.

В сфере услуг особоевнимание фокусируется на определении приемлемого месторасположения — близостьк заказчику является определяющей.

При образовании нового предприятия вопрос его месторасположения должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все упомянутые выше факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета приложения бизнес-плана. Если местоположение является важным с точки зрения плана маркетинга, следует более подробно изложить это в маркетинговом разделе бизнес-плана.

Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли. При этом указываются специфика отрасли,современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.

При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:

  • экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения, величина процентной ставки за кредит);
  • политические(нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность);
  • демографические (рождаемость,старение населения, миграция, беженцы);
  • природные (дефицит некоторых видов сырья);
  • научно-технические;
  • культурные и мировоззренческие.

Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ (SWOT — сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength — сила, Weakness — слабость, Opportunity — возможность, Threat — угрозы).

SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия,изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависят от назначения и целей анализа.

Оценку и анализ сильных ислабых сторон конкурентов и собственного предприятия можно оформить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия

Факторы, характеризующие предприятиеПреимуществаНедостаткиОценка
Менеджмент предприятия:
  • Предпринимательская культура и философия;
  • Цели и формулируемые стратегии;
  • Система мотивации сотрудников.
   
Производство:
  • Оборудование;
  • Гибкость производственных линий;
  • Качество производственного планирования и управления.
   
Научные исследования и разработки:
  • Интенсивность и результаты;
  • Ноу-хау;
  • Использование новых информационных технологий.
   
Маркетинг:
  • Организация сбыта;
  • Расположение сбытовых филиалов;
  • Фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов.
   
Кадры:
  • Возрастная структура;
  • Уровень образования;
  • Квалификация и мотивация труда персонала.
   
Финансы:
  • Доля собственного капитала (капитал и резервы);
  • Уровень финансового состояния;
  • Возможности получения кредита.
   

При анализе отраслевой сферы могут использоваться следующие факторы, представленные табл. 2.

Таблица 2. Оценка отраслевой среды

ФакторыОценка факторов
1. Размер рынка  
2. Темпы роста рынка и потенциал  
3. Цикличность спроса  
4. Сезонность спроса  
5. Чувствительность цен  
6. Прибыльность производства  
7. Дифференциация продукта  
8. Существование равных конкурентов  
9. Интенсивность конкуренции  
10. Степень специализации конкурентов  
11. Трудности входа в отрасль новых фирм  
12. Трудности выхода из отрасли фирмы  
13. Изменяемость доли рынка  
14. Уровень интеграции (вертикальной, горизонтальной)  
15. Наличие товаров-заменителей  
16. Загрузка мощностей  
17. Потребность в инвестициях  
18. Эффект масштаба (возможностьэкономии на постоянных расходах)  
19. Связанность потребителей с поставщиками  
20. Наличие каналов распределения  
21. Доступность каналов распределения  
22. Доступ к сырью  
23. Государственный протекционизм  
24. Социальные, культурные, организационные барьеры  
25. Государственные и социальные ограничения  
26. Опасность социальных проблем  
27. Специализация оборудования  
28. Зависимость от стратегических взаимоотношений  
29. Местные поставщики  
30. Материалы-заменители  
31. Интенсивность конкуренции среди поставщиков  
32. Доступ к иностранным поставщикам  
33. Формирование стратегических союзов  
34. Уровень вертикальной интеграции с поставщиками  
35. Уровень технических новшеств  
36. Сложность продукции, производства  
37. Патенты, интеллектуальная собственность  
38. Капиталоемкость и наукоемкость продукции  
39. Инфляция  
40. Валютная стабильность  
41. Уровень социальной компенсации  
42. Квалификация рабочей силы  
43. Законодательные угрозы  
44. Степень государственного регулирования  
45. Налогообложение  
46. Поддержка и субсидии государства  
46. Иностранные инвестиции и частная собственность  
47. Дисциплина работников  
48. Демографические изменения  
49. Степень охвата профсоюзами  
50.Отношения рабочих с руководством  

Читать также:

Анализ продукции – Тщательный анализ продукции дает возможность победить в конкурентной борьбе, по этому он важен в рамках составления бизнес-плана.

Исследование и анализ рынка сбыта – Исследование и анализ рынка сбыта — один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия.