Анализ предприятия, продукции и рынкаявляется обязательной составляющей частью подготовительного этапа бизнес-планирования, а его основные результаты в сжатом виде представляются в форме самостоятельного раздела бизнес-плана.
В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.
Ключевые элементы раздела:
Основные сведения опредприятии включают:
В бизнес-плане указываетсятип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение).Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.
В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы.
Удачное расположение предприятия — один из важнейших факторов успеха проекта.
В сфере услуг особоевнимание фокусируется на определении приемлемого месторасположения — близостьк заказчику является определяющей.
При образовании нового предприятия вопрос его месторасположения должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все упомянутые выше факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета приложения бизнес-плана. Если местоположение является важным с точки зрения плана маркетинга, следует более подробно изложить это в маркетинговом разделе бизнес-плана.
Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли. При этом указываются специфика отрасли,современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.
При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ (SWOT — сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength — сила, Weakness — слабость, Opportunity — возможность, Threat — угрозы).
SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия,изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависят от назначения и целей анализа.
Оценку и анализ сильных ислабых сторон конкурентов и собственного предприятия можно оформить в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия
Факторы, характеризующие предприятие | Преимущества | Недостатки | Оценка |
Менеджмент предприятия:
| |||
Производство:
| |||
Научные исследования и разработки:
| |||
Маркетинг:
| |||
Кадры:
| |||
Финансы:
|
При анализе отраслевой сферы могут использоваться следующие факторы, представленные табл. 2.
Таблица 2. Оценка отраслевой среды
Факторы | Оценка факторов |
1. Размер рынка | |
2. Темпы роста рынка и потенциал | |
3. Цикличность спроса | |
4. Сезонность спроса | |
5. Чувствительность цен | |
6. Прибыльность производства | |
7. Дифференциация продукта | |
8. Существование равных конкурентов | |
9. Интенсивность конкуренции | |
10. Степень специализации конкурентов | |
11. Трудности входа в отрасль новых фирм | |
12. Трудности выхода из отрасли фирмы | |
13. Изменяемость доли рынка | |
14. Уровень интеграции (вертикальной, горизонтальной) | |
15. Наличие товаров-заменителей | |
16. Загрузка мощностей | |
17. Потребность в инвестициях | |
18. Эффект масштаба (возможностьэкономии на постоянных расходах) | |
19. Связанность потребителей с поставщиками | |
20. Наличие каналов распределения | |
21. Доступность каналов распределения | |
22. Доступ к сырью | |
23. Государственный протекционизм | |
24. Социальные, культурные, организационные барьеры | |
25. Государственные и социальные ограничения | |
26. Опасность социальных проблем | |
27. Специализация оборудования | |
28. Зависимость от стратегических взаимоотношений | |
29. Местные поставщики | |
30. Материалы-заменители | |
31. Интенсивность конкуренции среди поставщиков | |
32. Доступ к иностранным поставщикам | |
33. Формирование стратегических союзов | |
34. Уровень вертикальной интеграции с поставщиками | |
35. Уровень технических новшеств | |
36. Сложность продукции, производства | |
37. Патенты, интеллектуальная собственность | |
38. Капиталоемкость и наукоемкость продукции | |
39. Инфляция | |
40. Валютная стабильность | |
41. Уровень социальной компенсации | |
42. Квалификация рабочей силы | |
43. Законодательные угрозы | |
44. Степень государственного регулирования | |
45. Налогообложение | |
46. Поддержка и субсидии государства | |
46. Иностранные инвестиции и частная собственность | |
47. Дисциплина работников | |
48. Демографические изменения | |
49. Степень охвата профсоюзами | |
50.Отношения рабочих с руководством |
Анализ продукции – Тщательный анализ продукции дает возможность победить в конкурентной борьбе, по этому он важен в рамках составления бизнес-плана.
Исследование и анализ рынка сбыта – Исследование и анализ рынка сбыта — один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия.