Процесс целеполагания можно условно разбить на два крупных этапа: определение миссии предприятия; собственно процесс определения целей развития предприятия.
Миссия предприятия обычно выражается в виде отдельныx утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют её экономическое, социальное, управленческое назначение, которое можно интерпретировать через экономические критерии прибыльности, производственную деятельность и качества товаров, стиль поведения внутри организации, подбор и расстановка кадров и, наконец, такое понятие как «имидж». Причем не обязательно миссия предприятия должна быть выражена явно, в виде конкретного документа. Это может быть просто броский девиз. Миссия предприятия часто проявляется неявно, через стандарты поведения, принятые в организации. Ясно и четко изложенная и вычлененная, миссия предприятия содействует улучшению качества стратегических решений.
Kaк правило, миссия предприятия включает в себя следующие основные элементы:
В качестве основных сфер социальной ответственности предприятия можно назвать:
Следует заметить, что миссия предприятия формируется не в «безвоздушном пространстве». На ее выработку влияет множество факторов, важнейшими из которых являются история организации, особые преимущества в области конкурентной борьбы (патенты, «ноу-хау»), возможности и угрозы, выявленные на этапе стратегического анализа.
Следующий этап бизнес-планирования - формулирование целей, или собственно целеполагание - представляет собой логический процесс, где можно только систематизировать процедуру, но не формализовать ее, а тем более определить однозначно.
Цели развития предприятия «многослойны». Во-первых, цели образуют иерархию и она аналогична системе планирования, то есть система целей есть «контур плана». Каждая структурная единица предприятия должна обладать в реальности некоторой целью развития, поэтому формулирование во многом успешно только тогда, когда достигается баланс между целями организации в целом и целями отдельных структурных подразделений.
Цели можно разделить на две группы - цели системы и цели участников.
Цели системы представляют собой общие знаменатели ожиданий обладателей ключевых ресурсов, а цели участников - непосредственные желания обладателей ресурсов.
Важным этапом процесса стратегического планирования развития предприятия является выбор базовых стратегий развития предприятия. В этой связи необходимо, прежде всего, раскрыть содержание и сферы применения матрицы возможностей И. Ансоффа.
Целевое управление – Для хорошей работы подразделения оно должно устанавливать для себя свои цели.
Дерево целей – При постановки целей, как правило используеться дерево целей.
Теория постановки целей – Это теория показывет взаимосвязь между устанавливаемой целью и мотивацией сотрудника.
Формирование миссии фирмы – Миссия фирмы – это публичная цель деятельности компании (понимание компанией своей роли в системе бизнеса).
Цели организации – Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы.