Особенности неформальных групп
Существенную роль в динамике поведения сотрудников играют неформальные группы. Они возникают стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми. Отличие функционирования неформальных групп в организации заключается в том, что у них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Однако формальные и неформальные группы неразделимы и существуют параллельно. В каждой неформальной группе формируются определенные нормы поведения, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений.
Выделяют различные классификации ролей в организации. Целесообразно характеризовать три типа неформальных ролей сотрудников: творческие, коммуникационные и поведенческие.
Творческие роли:
- генератор идей выдвигает принципиальные идеи. Он определяет ключевые проблемы, предлагает возможные решения, выбирает пути и средства реализации идей;
- капиллятор идей доводит идеи до прикладных решений, имеет способность соединения разных идей, разрабатывает технологии использования идей на практике;
- эрудит (носитель идей) много вопросов изучает, читает, поэтому обладает большими энциклопедическими сведениями по широкому кругу проблем;
- эксперт может оценить целесообразность идеи, дать правильный совет по ходу обсуждения;
- энтузиаст личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно;
- критик подвергает критическому анализу работу группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемым идеям;
- организатор увязывает в процессе работы деятельность отдельных членов группы с учетом достижения конечной цели.
Коммуникационные роли:
- лидер представляет собой человека, обладающего высоким личным и профессиональным авторитетом в группе, оказывает влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов;
- делопроизводительвыполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений;
- связнойобъединяет на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, также обеспечивает внешние взаимосвязи группы;
- «сторож» распределяет и контролирует потоки информации, оценивает важность или второстепенность сообщений, доводит их до лидера;
- координатор осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером;
- проводник обеспечивает связь группы с внешней средой. Это человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации.
Поведенческие роли:
- оптимист всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы;
- нигилист всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой;
- конформист следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство»;
- догматик упорно держится известных норм, до последнего защищает свое мнение, не соглашаясь с рациональным решением группы;
- комментатор фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и в быту;
- кляузник собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных, ложных. Он во всем видит личную обиду, готов писать жалобы во все инстанции.
Любая неформальная группа имеет определенную структуру, систему межличностных отношений, согласно которой каждый работник получает свой социометрический статус в организации.
Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию в группах как позитивных, так и негативных характеристик, влияющих на эффективность деятельности организации в целом.
К числу негативных характеристик неформальных групп относят:
- противоречивые цели;
- ограничение интенсивности и результата;
- конформизм;
- сопротивление изменениям;
- негативные социальные нормы;
- жесткий социальный контроль;
- оппозицию неформального лидера (группы) формальному руководителю (группе).
Преимуществами функционирования неформальных групп являются:
- повышение эффективности деятельности системы в целом;
- облегчение нагрузки на менеджмент;
- обеспечение безопасного выхода эмоций работников;
- улучшение коммуникаций;
- позитивные социальные нормы (коллективизм, творчество, взаимопомощь) и разумный социальный контроль.
Поскольку существование неформальных групп в организации неизбежно, а влияние их велико, менеджменту не стоит бороться с ними, а лучше использовать их преимущества для достижения целей организации.
Современные исследователи теории управления считают, что пользу неформальная группа обеспечит формальной организации при осуществлении следующих действий:
- Признать существование неформальной группы и осознать, что ее уничтожение снизит эффективность формальной организации.
- Выслушивать мнение членов и лидеров неформальных групп, поощрять тех, кто способствует достижению целей организации.
- Прогнозировать возможное отрицательное воздействие изменений в организации на неформальную группу.
- Привлекать членов и лидеров неформальной группы к процессу принятия решений с целью ослабления сопротивления переменам.
- Формировать эффективную систему коммуникаций, препятствуя распространению слухов.