Система управления – это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом.
Понятие «система управления» шире, чем понятие «структура управления», отражающее лишь конструкцию субъекта управления, поскольку «система управления» является комплексной категорией теории управления и включает в себя ряд основополагающих категорий. Структура управления организациями в течении какого-то периода времени остается неизменной (статичной), а процесс управления постоянно изменяется (динамичен), тем не менее меду ними непрерывно существуют организационные связи (кинематические). Без такого промежуточного воздействия, которое материализуется с помощью организационных связей, взаимосвязь структуры и процессов управления может оказаться неорганичной и разорванной.
В процессе функционирования систем управления осуществляется управленческая деятельность. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента. Исходя из методологии, это означает, в целом, что целям должна соответствовать вся система управления и каждый элемент в отдельности. Кроме этого, любой элемент системы также должен соответствовать каждому из остальных. Система управления формируется людьми – субъектами управления для реализации поставленных целей, однако имеет объективный характер, поскольку базируется на законах и принципах. Содержание управленческой деятельности предполагает следующий состав системы управления:
Су = Цу + Пу + Фу + Му + ОСу + Пу + Ту + Т*у + Иу, где:
Цу - цели управления объектом;
Пу - принципы управления;
Фу - функции управления;
Му - методы управления (способ осуществления функций управления);
ОСу - организационная структура управления;
Пу - персонал управления (аппарат управления);
Ту - техника управления;
Т*у - технология управления;
Иу - информация, используемая при выполнении управленческих работ.
Система управления обладает рядом характерных особенностей, независимо от их природы и назначения: