Существует несколько основ власти – собственность на ресурсы и добровольное подчинение одних лиц другим.
Собственность на ресурсы, в широком смысле слова, это те ресурсы, которыми одно лицо обладает, а другое нет, но в них нуждается. Прежде всего, это материальные, в том числе и денежные ресурсы, необходимые для удовлетворения тех или иных потребностей, и дл того, чтобы получить необходимые ресурсы лицо позволяет властвовать над собой. Материальные ресурсы могут количественно и качественно не совпадать с имеющимися потребностями, поэтому они, как основа власти, являются ограниченными.
Специфической формой ресурсов, позволяющей осуществлять власть, является связь с лицами, в руках которых требуемые блага находятся. Огромной реальной властью могут обладать помощники и секретари крупных руководителей, к мнению которых последние чаще всего прислушиваются в наибольшей степени вследствие доверия.
В современных условиях ресурсом, позволяющим осуществлять над другими, все больше становится информация, обладание которой в организациях может идти яростная борьба.
Добровольно подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причины: традиция, личная харизма и убежденность.
Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение. Ориентация на должность, не зависит от личности того, кто ее занимает, придает такой власти дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие человеку, здесь игнорируются. Наиболее яркий пример власти, основанной на традиции, является монархическая.
Харизма – это власть, построенная на силе личных качеств и привлекательности для окружающих тех или иных черт человека. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечение к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному влиянию традиций, харизматическое влияние – целиком личное.
Убежденность заключается в необходимости подчиняться и выполнять требования соответствующего лица, считается наиболее прочной основой власти. Она делает ненужным внешний контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что поступать так, как то предписывает руководитель или требуют обстоятельства, наиболее разумно и целесообразно.