Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Процесс стратегического планирования



Стратегическое планирование – это особый вид практической деятельности, которая состоит в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе.

Процесс стратегического планирования представляет собой последовательную реализацию следующих этапов:

  • определение миссии организации;
  • формирование целей организации;
  • оценки и анализа внешней среды;
  • управленческое обследование сильных и слабых сторон организации;
  • анализ стратегических альтернатив;
  • выбор стратегии;
  • реализация стратегии;
  • оценка стратегии.

Содержание стратегического планирования раскрывают такие основные процедуры: стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов разных уровней).

Миссия организации – основная общая цель организации, выражающая причины ее существования.

Цель – желаемое состояние в развитии организации. Общеорганизационные цели формируются на основе миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируются высшее руководство.

Оценка и анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации.

Управленческое обследование представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегических слабых и сильных сторон.

Управленческое обследованием целесообразно охватывать следующее:

  1. Состояние организации как объекта управления и возможности повышения ее организационного потенциала:
    • Структура и организационный потенциал организации, ее связи и участие в других организациях;
    • Состояние и динамика факторов производства (основных производственных фондов, трудовых и информационных ресурсов);
    • Использование имеющегося производственного потенциала;
    • Состояние внутренней среды системы развития организации и ее связи с внешними организациями, оказывающие воздействие на развития;
  2. Деятельность организации по стадии жизненного цикла продукции / технологии и возможности совершенствования, в том числе:
    • Структура деятельности;
    • Исследование общественных потребностей и способ их удовлетворения и использования;
    • Эксплуатация технологического оборудования;
    • Изготовление продукции;
    • Обращение продукции (маркетинг);
    • Обслуживание продукции у потребителя;
    • Утилизация продукции (или участие в этом процессе).
  3. Механизм и организация управления, в том числе:
    • Состояние и возможности повышения эффективности экономического, мотивационного, организационного и правового механизма;
    • Состояние и возможности совершенствования системы управления;
    • Качество руководящих работников, главных и функциональных менеджеров и их способность справляться с решением новых проблем.