Процесс стратегического планирования
Стратегическое планирование – это особый вид практической деятельности, которая состоит в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе.
Процесс стратегического планирования представляет собой последовательную реализацию следующих этапов:
- определение миссии организации;
- формирование целей организации;
- оценки и анализа внешней среды;
- управленческое обследование сильных и слабых сторон организации;
- анализ стратегических альтернатив;
- выбор стратегии;
- реализация стратегии;
- оценка стратегии.
Содержание стратегического планирования раскрывают такие основные процедуры: стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов разных уровней).
Миссия организации – основная общая цель организации, выражающая причины ее существования.
Цель – желаемое состояние в развитии организации. Общеорганизационные цели формируются на основе миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируются высшее руководство.
Оценка и анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации.
Управленческое обследование представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегических слабых и сильных сторон.
Управленческое обследованием целесообразно охватывать следующее:
- Состояние организации как объекта управления и возможности повышения ее организационного потенциала:
- Структура и организационный потенциал организации, ее связи и участие в других организациях;
- Состояние и динамика факторов производства (основных производственных фондов, трудовых и информационных ресурсов);
- Использование имеющегося производственного потенциала;
- Состояние внутренней среды системы развития организации и ее связи с внешними организациями, оказывающие воздействие на развития;
- Деятельность организации по стадии жизненного цикла продукции / технологии и возможности совершенствования, в том числе:
- Структура деятельности;
- Исследование общественных потребностей и способ их удовлетворения и использования;
- Эксплуатация технологического оборудования;
- Изготовление продукции;
- Обращение продукции (маркетинг);
- Обслуживание продукции у потребителя;
- Утилизация продукции (или участие в этом процессе).
- Механизм и организация управления, в том числе:
- Состояние и возможности повышения эффективности экономического, мотивационного, организационного и правового механизма;
- Состояние и возможности совершенствования системы управления;
- Качество руководящих работников, главных и функциональных менеджеров и их способность справляться с решением новых проблем.