Значительная часть современных методов стратегического анализа основываются на построении двухмерных матриц, получивших название портфельных. К наиболее широко используемым методам относятся:
SWOT- анализ. Оценка стратегического положения и перспектив организации, а также формулировка стратегии часто осуществляется на основе SWOT–анализа. Суть его состоит в том , что во внешней среде организации выявляются факторы, представляющие с одной стороны возможности, а с другой угрозы для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала, прежде всего в функциональных областях организации – производство, управление финансами, маркетинг, НИОКР. Затеи происходит их попарное сопоставление с помощью SWOT – матрицы (см. табл. 1.).
Таблица 1. SWOT – матрица
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | Получение максимальной отдачи от использования возможностей | Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов |
Слабые стороны | Использование возможностей для преодоления недостатков | Укрепление потенциала для преодоления внешних опасностей |
В таблице 1. возможен набор различных комбинаций:
Следует учитывать, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если им воспользуются конкуренты, и наоборот – предотвращенные угрозы могут создать дополнительные возможности.
Возможности и угрозы на практике ранжируются экспертами по степени по степени влияния на организацию (от 0 до 10 баллов) и вероятности реализации (от 0 до 1). Полученные результаты отражаются в соответствующих матрицах (см. табл. 2 и 3.).
Таблица 2. Матрица позиционирования возможностей
Сильное влияние | Умеренное влияние | Слабое влияние | |
Высокая вероятность | Обязательно реализовывать | Обязательно реализовывать | Реализовывать при наличии ресурсов |
Средняя вероятность | Обязательно реализовывать | Реализовывать при наличии ресурсов | Не рассматривать |
Низкая вероятность | Реализовывать при наличии ресурсов | Не рассматривать | Не рассматривать |
В столбцах матрицы (см. табл. 2.) представлена предполагаемая степень влияния открывающихся возможностей на положение дел в организации, а в строках отражаются вероятности возникновения соответствующей ситуации.
Таблица 3. Матрица позиционирования угроз
| Угроза разрушения | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» |
Высокая вероятность | Немедленное устранение вследствие большой опасности | Немедленное устранение вследствие большой опасности | Опасность средняя, устраняется во вторую очередь | Следить за ситуацией, с действиями не спешить |
Средняя вероятность | Немедленное устранение вследствие большой опасности | Опасность средняя, устраняется во вторую очередь | Следить за ситуацией, готовиться к действиям | Контролировать ситуацию, готовиться к действиям |
Низкая вероятность | Опасность средняя, устраняется во вторую очередь | Следить за ситуацией, готовиться к действиям | Контролировать ситуацию, с действиями не спешить | Контролировать ситуацию, с действиями не спешить |
В столбцах матрицы (табл. 3.) отражается возможное состояние организации при осуществлении угрозы, в строках – вероятность ее наступления. В квандрантах матрицы приводятся необходимые действия.
SWOT–анализ дополняется составлением профиля среды, с помощью которого оценивается значимость для организации внешних и внутренних факторов при различной степени значимости стратегий (см. табл. 4.).
Таблица 4.
Факторы среды | Важность для отрасли (А) | Важность для организации (Б) | Направленность влияния (+или -) (В) | Степень важности |
Конъюнктура |
|
|
|
|
Важности фактора для отрасли или организации оценивается экспертами по трехбалльной шкале, а направленность его влияния величиной – 1 или + 1. Интегральная оценка получается путем перемножения частных оценок. Данная матрица (табл. 4.) дает руководству организации ориентир к действиям.