Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

SWOT-анализ



Значительная часть современных методов стратегического анализа основываются на построении двухмерных матриц, получивших название портфельных. К наиболее широко используемым методам относятся:

  • SWOT – анализ;
  • Матрица ВКГ;
  • Матрица Мак - Кинси.

SWOT- анализ. Оценка стратегического положения и перспектив организации, а также формулировка стратегии часто осуществляется на основе SWOT–анализа. Суть его состоит в том , что во внешней среде организации выявляются факторы, представляющие с одной стороны возможности, а с другой угрозы для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала, прежде всего в функциональных областях организации – производство, управление финансами, маркетинг, НИОКР. Затеи происходит их попарное сопоставление с помощью SWOT – матрицы (см. табл. 1.).

Таблица 1. SWOT – матрица

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Получение максимальной отдачи от использования возможностей Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов
Слабые стороны Использование возможностей для преодоления недостатков Укрепление потенциала для преодоления внешних опасностей

В таблице 1. возможен набор различных комбинаций:

  • комбинация сильных сторон и предоставляющихся возможностей предопределяет направленность стратегии на получение максимальной отдачи от последних;
  • комбинация слабых сторон и появляющихся возможностей нацеливает стратегию на использование этих возможностей для преодоления существующих недостатков;
  • комбинация сильных сторон и угроз ориентирует стратегию на борьбу с опасностями за счет использования имеющихся внутренних резервов;
  • комбинация слабых сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая бы позволила организации не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить возможные неприятности, грозящие из внешнего окружения.

Следует учитывать, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если им воспользуются конкуренты, и наоборот – предотвращенные угрозы могут создать дополнительные возможности.

Возможности и угрозы на практике ранжируются экспертами по степени по степени влияния на организацию (от 0 до 10 баллов) и вероятности реализации (от 0 до 1). Полученные результаты отражаются в соответствующих матрицах (см. табл. 2 и 3.).

Таблица 2. Матрица позиционирования возможностей

  Сильное влияние Умеренное влияние Слабое влияние
Высокая вероятность Обязательно реализовывать Обязательно реализовывать Реализовывать при наличии ресурсов
Средняя вероятность Обязательно реализовывать Реализовывать при наличии ресурсов Не рассматривать
Низкая вероятность Реализовывать при наличии ресурсов Не рассматривать Не рассматривать

В столбцах матрицы (см. табл. 2.) представлена предполагаемая степень влияния открывающихся возможностей на положение дел в организации, а в строках отражаются вероятности возникновения соответствующей ситуации.

Таблица 3. Матрица позиционирования угроз

 

Угроза разрушения

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

Немедленное устранение вследствие большой опасности

Немедленное устранение вследствие большой опасности

Опасность средняя, устраняется во вторую очередь

Следить за ситуацией, с действиями не спешить

Средняя вероятность

Немедленное устранение вследствие большой опасности

Опасность средняя, устраняется во вторую очередь

Следить за ситуацией, готовиться к действиям

Контролировать ситуацию, готовиться к действиям

Низкая вероятность

Опасность средняя, устраняется во вторую очередь

Следить за ситуацией, готовиться к действиям

Контролировать ситуацию, с действиями не спешить

Контролировать ситуацию, с действиями не спешить

В столбцах матрицы (табл. 3.) отражается возможное состояние организации при осуществлении угрозы, в строках – вероятность ее наступления. В квандрантах матрицы приводятся необходимые действия.

SWOT–анализ дополняется составлением профиля среды, с помощью которого оценивается значимость для организации внешних и внутренних факторов при различной степени значимости стратегий (см. табл. 4.).

Таблица 4.

Факторы среды

Важность для отрасли (А)

Важность для организации (Б)

Направленность влияния (+или -) (В)

Степень важности
(А х Б х В) = Г

Конъюнктура
Налоги
Конкуренты
Правительство
………
………

 

 

 

 

Важности фактора для отрасли или организации оценивается экспертами по трехбалльной шкале, а направленность его влияния величиной – 1 или + 1. Интегральная оценка получается путем перемножения частных оценок. Данная матрица (табл. 4.) дает руководству организации ориентир к действиям.