Исполнительному директору Форда принадлежат слова: «Фирмы, которые не усвоят культуру всеобщего качества, обречены на поражение, они не выдержат конкуренции».
Современная система всеобщего менеджмента качества (TQM) – результат постоянного движения предприятий к совершенству хозяйственной деятельности, высший на сегодняшний день этап развития общего менеджмента.
Вначале возникла система Тейлора (рационализация производственного процесса и введение контроля качества продукции). Это послужило основой для развития, с одной стороны, управления качеством (статистических методов контроля, реализации на практике 14-ти принципов Э. Деминга, созданию TQС и развитию «кружков качества») и, с другой стороны, основой для формирования вначале школ менеджмента (классической или административной, «человеческих отношений»), затем для появления процессного, системного и ситуативного подходов к деятельности организаций, формирования далее отраслевых видов менеджмента (производственного, финансового менеджмента, маркетинг-менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала). Эти два процесса, начиная с 80 годов прошлого столетия, как бы смыкаются.
Во-первых, в ведущих фирмах мира вершиной развития менеджмента становится управление (менеджмент) по целям (МВО) – ясная и сжатая формулировка целей фирмы, разворачивание их при участии руководящего персонала в иерархическое «дерево» задач, систематический контроль и уточнение целей и задач.
Во-вторых, в результате реализации достижений в области управления качеством сформировалась система всеобщего менеджмента качества(TQM), которая вобрала в себя все передовое в практике ведущих американских, японских и европейских фирм.
Два основных фактора, которые стимулировали этот процесс: жесткая конкурентная борьба за мировые рынки и соревнование в оборонных отраслях. Развитие общего менеджмента как бы сомкнулись в последние два десятилетия прошлого столетия (МВО + TQM).
Основные особенности современного подхода к менеджменту качества:
Современный менеджмент – В современном менеджменте существует ряд подходов.
Менеджер в организации. Современный менеджер – Менеджеры - это руководители, т. е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.
Менеджер в организации – Менеджеры - это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.
Первоначальные и современные теории мотивации – Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, был вполне понятен вывод, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.
Понятие качества продукции – Терминология в области качества продукции упорядочена и зафиксирована Международной организацией качества в международном стандарте ISO 9000:2000.
Понятие управления качеством продукции – Основные понятия, определения и термины теории управления качеством. Также рассмотрен жизненный цикл продукции.
Качество продукции как объект управления – В теории управления качеством в роли объекта управления выступает само качество.