Терминология в области качества продукции упорядочена и зафиксирована Международной организацией качества в международном стандарте ISO 9000:2000.
Этот стандарт заменил в 2000 году ранее действовавший международный стандарт ISO 8402:1994. До 1994 года действовал стандарт ISO 8402:1986. В русских переводах вместо английской аббревиатуры ISO, что соответствует начальным буквам названия международной организации, издавшей стандарт (International Standard Organizational), обычно употребляется ИСО. В украинских переводах обычно сохраняется английское сокращение.
В соответствии с международным стандартом ISO 9000:2000 приняты следующие определения.
Продукция – это результат процесса.
В курсе менеджмента, как мы знаем, исповедуются процессный, системный и ситуационный подходы. Причем в курсе менеджмента анализ с помощью процессного подхода ограничивается сферой управления, а само управление рассматривается как серия взаимосвязанных управленческих функциях (планирование, организация, мотивация, контроль).
В курсе управления качеством процессный подход охватывает, прежде всего, все производственные и затем все управленческие процессы, которые влияют на качество продукции, которая рассматривается как результат этих процессов.
Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которая преобразует входы в выходы.
Продукция классифицируется по следующим 4 обобщенным категориям:
Многие виды продукции принадлежат к разным категориям. Например, компьютер (техническое средство) продается вместе с программами (интеллектуальная продукция). В случаях, когда продукции принадлежат к разным категориям, ее классификацию осуществляют по элементу, который преобладает.
Услуга – результат, по крайней мере, одного вида деятельности, обязательно осуществленного во взаимодействии между поставщиком и заказчиком. Как правило, услуга носит нематериальный характер.
Интеллектуальная продукция – содержит информацию, которая нематериальна, и может принимать форму различных подходов к решению производственных и организационных проблем, методик, деловых соглашений.
Технические средства – обычно материальны. Их число составляет соответствующую количественную характеристику (например, два токарных станка, четыре грузовых автомобиля).
Переработанные материалы – материальны. Для выражения их количественной характеристики обычно прибегают к взвешиванию, измерению объема и т.д.
Технические средства и переработанные материалы называют также товаром.
Качество – степень, до которой совокупность собственных характеристик (свойств) продукции удовлетворяет требованиям. Под требованиями понимают сформулированные, общепонятные и обязательные потребности и ожидания потребителя.
Характеристика продукции – отличительная особенность продукции, которая может быть собственной или присвоенной, качественной или количественной.
Различают собственные и присвоенные характеристики продукции. Собственные характеристики – это вес изделия, мощность двигателя, цвет ткани и т.д. Присвоенные характеристики – не являются характеристиками качества продукции (цена продукции, ее собственник, торговая марка и т.д.).
Различают также классы характеристик продукции:
Установленные конкретные качественные или количественные требования к характеристикам (свойствам) продукции называются показателями качества.
По отношению к свойствам продукции различают следующие виды показателей качества:
По количеству отражаемых свойств различают такие показатели качества продукции:
По стадиям определения продукции выделяют следующие показатели качества:
По методам определения выделяют следующие показатели качества продукции:
Измерением и оценкой показателей качества занимается специальная наука, которая называется квалиметрией.
Наука квалиметрия решает три основные задачи:
Методы квалиметрии следующие:
Понятие управления качеством продукции – Основные понятия, определения и термины теории управления качеством. Также рассмотрен жизненный цикл продукции.
Качество продукции как объект управления – В теории управления качеством в роли объекта управления выступает само качество.
Правовые аспекты качества продукции – Юридическая ответственность за качество лежит на всех производителях во избежание её наступление существуют ряд методов и приемов для поддержания высокого качества продукции.
Правовые аспекты качества продукции – Юридическая ответственность за качество лежит на всех производителях во избежание её наступление существуют ряд методов и приемов для поддержания высокого качества продукции.
Специалисты по управления качеством США и Японии – Джуран Джозеф, Филипп Кросби, Фейгенбаум Арманд, Исикава Кауру, Таути Генити - все эти специалисты сделали вклад в развитие управления качеством.
Международные стандарты по системам качества – Международные стандарты по системам качества создавались под влиянием повышения требований потребителей к качеству продукции, усиливающегося риска приобретения некачественной продукции и отсутствия общепринятого подхода к оценке способности поставщиков гарантировать качество продукции.
Интегральный менеджмент качества – Интегральный менеджмент качества является современным гуманистическим подходом к эффективной организации экономической деятельности и решению на этой основе проблем качества жизни и качества среды обитания человека.
Основные понятия и термины в области стандартизации – Стандартизация – деятельность, которая заключается в установлении положений для общего и многоразового использования относительно разрешения существующих и возможных проблем, и направленная на достижение оптимального уровня упорядочения на таких условиях.