Состав смет затрат, разрабатываемых в настоящем разделе бизнес-плана зависит от его цели. Обязательной для всех видов планов является подготовка общей сметы затрат на осуществление предусматриваемых мероприятий. Необходимость в разработке специальных смет зависит от объекта бизнес-плана. Так, при создании в соответствии с бизнес-планом нового субъекта деятельности состав требуемых смет диктуется структурой создаваемого предприятия и принимаемого для него порядка учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В наиболее развернутой форме составляются сметы вспомагательных цехов общецеховых расходов для каждого создаваемого основного цеха, расходов по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) – цеховых или общей по предприятию сметы общефирменных затрат, внепроизводственных расходов и др.
При упрощенных схемах ведения учета, применяемых в малом бизнесе, состав разрабатываемых смет может сужаться.
Особенности формирования смет затрат проявляются при разработке бизнес-планов осуществляемых на действующих предприятиях или в действующих подразделениях. В этих случаях часть постоянных затрат действующего производства не должна быть двойным счетом зачтена в составе смет бизнес-плана. В зависимости от характера использования действующего предприятия следует учитывать следующие рекомендации к составу затрат, включаемых в сметы при бизнес-планировании (табл. 1).
Завершается раздел оценкой потребных капитальных вложений в реализацию бизнес-идеи. При этом учитываются все направления капитальных вложений – в основные фонды, в том числе в их активную часть - оборудование, машины и агрегаты, а также на прирост оборотных средств, обеспечивающих необходимые запасы материалов, сырья, покупных изделий, а также ведение хозяйственной деятельности в течение производственного цикла (в форме незавершенного производства).
Таблица 1. Варианты учета постоянных затрат действующего производства в сметах бизнес-планов
Цель бизнес-планирования | Используемые элементы действующей системы | Отражение использования действующего потенциала в проектируемой системе затрат |
1. Создание нового объекта (цеха, филиала, участка) без использова-ния материальных ресур-сов действующего предприятия | Система общефирменного менеджмента | Не предусматриваются расходы общефирменного руковдства |
2. Создание новой продукции, процесса на действующих основных фондах без сокращения объемов деятельности | Система энергоснабжения и технического обслуживания основных фондов. Система общефирменного и цехового менеджмента | Не предусматриваются дополнительные расходы на систему энергообеспечения и технического обслуживания: - дополнительные суммы амортизации основных фондов; - дополнительные расходы на управление |
3. Создание новой продукции, процесса на действующих основных фондах за счет сокращения объемов прежней деятельности (или полной её замены) | Действующие основные фонды (частично или полностью), система энергообеспечения и технического обслуживания Система общефирменного и цехового менеджмента | Учитываются амортизация используемых основных фондов затраты на систему энергообеспечения и технического обслуживания, а также на общефирменные и цеховые управления, пропорционально доли сокращения объемов прежней деятельности |
Сущность бизнес-планирования – Существует множество видов планирования, но только один вид планирования обеспечивает максимальную эффективность в нынешних условиях экономики.
Бизнес-план как важнейший инструмент современного менеджмента – Бизнес-план стал способом делового общения, говорящий о состоянии и перспективах развития предприятия.
Бизнес планирование в общей системе планирования – Существует много разновидностей планирования и в них своё место занимает бизнес-планирование.
Виды, структура бизнес-планов и требования к их разработке – При написаннии бизнес-планов стоит помнить о их разновидностях, структуре и требованиям к ним.