С целью упрощения управленческого обследования выделяют пять функций: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ организации.
Маркетинг. При обследовании функции маркетинг первенство отдается семи общим областям для анализа и исследования.
Финансы / бухгалтерский учет. Анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости организации, а также относительное положение по сравнению с конкурентами. На основании анализа и финансовой оценки руководство может принять решения по перераспределению фондов для направления их в то или иное подразделение с целью улучшения его финансовой деятельности.
Операции (производство). Очень важным для длительного выживания организации является непрерывный анализ операциями (производством). Анализ операций ориентируется на определение резервов повышения эффективности производственного процесса изготовления продукта.
Анализ стратегических альтернатив. На этом этапе руководство решает следующие вопросы «Куда мы направляемся?» и «Как мы попадем из состояния, в котором мы находимся, в то состояние, где мы хотим?». Перед организацией стоят четыре основных стратегических альтернативы. Хотя имеется множество вариантов каждой из альтернативы. К данным четырем альтернативам относятся ограниченный рост, рост, сокращение и комбинация этих трех стратегий.
Выбор стратегий. Целью этого этапа является выбор стратегических альтернатив, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Выбор общей стратегии представляет собой, как правило, так и обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает глубокое влияние на всю организацию. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют разнообразные факторы. К наиболее значимым факторам относят риски, реакция владельца, знание прошлых стратегий и фактор времени.
Реализация стратегии. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением посредством разнообразных методов согласования и процесса контроля. К наиболее широко применяемым управленческим инструментам, которые обеспечивают высокую степень согласованности, являются бюджеты и управление по целям.
Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представляемых количественно.
Управление по целям. Данный метод является наиболее популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов (МВО – management of objectives). Процесс управления по целям включает реализацию четырех основных этапов – выработка целей, планирование действий, проверка и оценка работы и корректирующие меры.
Оценка стратегий. Оценка стратегий производится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используются в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.
Результатом процесса стратегического планирования является система планов, которая включает в себя стратегический план и составляющиеся с целью его развития общеорганизационные планы и стратегические планы отдельных бизнес - единиц, входящих в состав организации.
Стратегический план включает в себя миссию, общие цели, которые определяют место организации в будущем, избранные стратегии действий. Его составной часть является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации.
Стратегический план - это ориентир для принятия решений на всех уровнях управления. Стратегический план ограничивает планы более низких уровней, поскольку определяет объемы ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.