Власть любой страны должна решать вопрос управления миграционными вопросами, при чем делать это надо и на местных уровнях, и в масштабах государства в целом. Россия сейчас активно этот вид менеджмента осваивает, однако пока проблем больше, чем позитивных сдвигов.
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», - говорит народная мудрость. Все, в принципе, так и случилось в вопросе регулирования мигрантов-водителей: 16 июля из-за ДТП в Подмосковье погибло 18 человек. Виновником аварии оказался нелегал из Армении Грачья Арутюнян, который управлял КамАЗом.
Власти экстренно взялись за «решение вопроса нелегалов-нарушителей», но сделали это согласно уже другой поговорке: заставь дурака богу молиться, так он и лоб расшибет.
Госдума решила законодательно обязать профессиональных водителей выходить на работу исключительно с водительскими правами, полученными в России. Идея, казалось бы, замечательная и простая. Чтобы все успели без суеты переоформить свои документы, было решено начать действия данной поправки с мая 2014 года. Хотеть-то хотели, но все перепутали: закон «О безопасности дорожного движения» вступил в силу с 5 ноября, а именно в него и вписали новые поправки. Звучит дико, но «нечаянно приняли закон не так» - это самое точное описание случившегося.
Когда депутаты обнаружили, как все выходит, то в экстренном порядке стали вносить и иные поправки, позволяющие смягчить резкость нововведения. В это же время исполнительная власть изначально рассчитывала, что у нее еще есть время до мая и не спешила с проработкой процедуры получения для мигрантов водительских прав российского образца. К 5 мая ничего разработано не было, как переоформлять права – неизвестно, так что остается только получать права в России вообще «с нуля».
В транспортных компаниях осознали, что можно с легкостью попасть в список крайних и виноватых, поэтому своих водителей-мигрантов стали направлять для получения прав «с нуля». Итог предсказуем: очередь сдающих на права больше похожа на «пробку», а в некоторых регионах масштаб проблем с коммунальным транспортом просто огромен. Москва, кстати, в этом списке: львиная доля водителей здесь были из числа мигрантов, невыход на работу большинства из них привел к невозможности задействовать весь требуемый подвижный состав. На остановках стали расти очереди, в общественном транспорте до максимума усилилась давка.
И вот здесь – самое главное: по той статистике аварий на дорогах, которая есть в доступе, на долю мигрантов приходилось лишь 2% правонарушений. Стрелять из пушки по воробьям – вот еще один народный перл, метко оценивающий ситуацию.
К 310-летию этого города местные власти решили пойти на эксперимент, заменив работающих дворниками мигрантов на «своих», рассказала «Русская служба новость». 60% опрошенных жителей высказались «за» таким новшествам, эксперимент стартовал и… И тут же пошли жалобы на неудовлетворительную работу новых убирающих, на мусор, который лежит во дворах. На данный момент ситуация с экспериментом неопределенная: решение о том, признавать ли его успешным или наоборот все еще не принято. А жалобы от местных растут, и разговоры «надо вернуть надоевших мигрантов» только усложняют местным властям принятие решения.
И Кронштадт здесь вряд ли будет отличаться от любого другого города, который может оказаться на его месте: именно мигранты выполняют «грязную» и низкооплачиваемую работу, которую зачастую не хотят брать местные жители.
Все совсем непросто: если дать мигрантам волю и «зеленый свет», то они запросто могут заполонить страну, повысить социальную нетерпимость, усилить межэтнические конфликты (вернее, таковые усилятся автоматически), вытеснить местное население с рабочих мест и т.д. Если же начать их выдворять, как того требует в последние годы население, то некому будет убирать и вывозить мусор, коммунальщики останутся без «ударной силы», в низкооплачиваемом сегменте труда начнется дефицит рабочей силы и возможны инфляционные процессы в связи с ростом затрат некоторых направлений.
«Золотая середина» где-то здесь должна быть, но как ее найти? В России нет методических наработок для грамотного управления вопросом миграции, нет даже всех требуемых статистических данных. Есть лишь «политическая целесообразность» да «ситуативные решения», от которых больше бед, чем пользы.
Кажется проблемой то, что мигранты вывозят деньги из страны нарастающими темпами? Но ведь взамен выводимых денег они оставляют стране созданную добавочную стоимость, да еще и сами частично увеличивают спрос. Выводимые мигрантами средства составляют 5-10% от уровня оттока капитала, но как раз на эти 5-10% припадает почти 100% оставляемой стране добавочной стоимости.
В это же время принимаются решения, по которым в страну смогут беспрепятственно попадать высокооплачиваемые интеллектуальные гастарбайтеры, хотя в этом вопросе тоже слишком много пробелов и недоработок. И главное – нет никакой системности.
Острота национальных вопросов в России толкает власти на попытки резкого регулирования вопроса мигрантов. И в связи с тем, что нет и наметок на правила игры здесь, проблемы появляются на каждом шагу. Политика управления миграционными процессами для России – поле непаханое.
Очевидно, сюда следует посмотреть ученым, работающим в сфере макроэкономики. Следует привлекать специалистов из РАН, следует озадачивать стоящими вопросами даже студентов, чтобы страна в будущем могла рассчитывать на квалифицированные управленческие кадры для себя.
И хотя у нас нет рецептов и своих методологических наработок здесь, но указать на важность научного подхода к миграционным задачам России надо непременно. Кто знает: возможно, именно эта статья натолкнет на мысль молодого ученого выбрать себе тему для курсовой, диплома, а то и кандидатской или докторской работы.
Андрей Сливка