Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А., Светлана Древинг кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и финансов ФГОУ ВПО Камчат ГТУ, г. Петропавловск-Камчатский
Опубликовано: «Проблемы теории и практики управления» N7, 2009 стр. 61-74 (Изд-во в списке ВАК)
На основе детального анализа и исследования путей развития РХК Камчатского края можно предложить следующий подход к решению проблем стратегического управления РХК. По нашему мнению, главная стратегическая цель развития РХК Камчатского края заключается в стратегических инновационных преобразованиях материальной, экономической и социальной сфер комплекса, направленных на создание новых условий для его эффективной работы, образование мощного и конкурентоспособного потенциала, быстрый подъем уровня жизни работников РХК, рост экономики Камчатского края в результате:
В общем виде комплекс стратегических направлений развития РХК Камчатского края с учетом проблем его развития и стоящих перед ним стратегических задач показан на рис. 2.
Рис. 2. Модель комплекса стратегических направлений развития РХК Камчатского края
Общими направлениями стратегического развития РХК Камчатского края следует принять:
Изучив различные, зачастую противоречивые альтернативы развития РХК в условиях изменяющейся среды, мы пришли к выводу, что управление по этим разрозненным параметрам практически невозможно, а управленческие органы, государственные и предпринимательские фактически ими дезориентированы.
Анализ действий различных факторов позволил все возможные сценарии развития РХК Камчатского края подразделить на три основные группы:
В условиях мирового глобального финансово-экономического кризиса «кризисный» сценарий развития, к сожалению, становится одним из наиболее вероятных и наиболее опасных для отрасли и экономики Российской Федерации. По этому сценарию осуществлялось развитие РХК в течение длительного периода в последние десятилетия. Но даже при отсутствии резких изменений факторов внешней и внутренней среды он неизбежно ведет к самым худшим последствиям для РХК и экономики Камчатского края: износ, массовое выбытие основных фондов, которые невозможно восполнить на основе лизинга, потеря конкурентоспособности, убыточность основной части компаний и их банкротство в ближайшие 5–7 лет.
При условии запоздалого включения антикризисных механизмов и государственной поддержки, что типично для российских органов управления, при отсутствии активной реорганизации методов и структур управления может реализоваться второй сценарий развития – «неустойчивый», который учитывает реальную возможность изменения государственными и предпринимательскими структурами факторов внешней и внутренней сред. Некоторые из этих изменений могут быть выгодными для РХК, но основная их часть и прогнозы развития будут для комплекса крайне нежелательны.
При «неустойчивом» сценарии государственные органы власти время от времени пытаются оказать влияние на развитие РХК, как правило, в периоды, когда он оказывается в кризисном состоянии. Но это влияние бессистемно, противоречиво, малоэффективно и чаще создает больше проблем, чем их решает.
Необходимо также учитывать, что в данном случае РХК будет совершенно не привлекательным для стратегических инвесторов, не сможет реализовать ни одной стратегии инновационного обновления. Допускается возможность временного улучшения результатов РХК, но лишь в краткосрочных интервалах (1–2 года), в среднесрочных (3–5 лет) – эффективность будет снижаться (на 30–50%), в стратегическом (5–15 лет) – РХК полностью потеряет эффективность. Таким образом, «неустойчивый» сценарий по результатам не отличается от первого, с той лишь разницей, что период разрушения РХК как структурообразующего элемента экономики Камчатского края будет несколько дольше, чем по «кризисному» сценарию.
Развитие по третьему сценарию – «динамичному» основано на новом понимании руководством РХК и края, топ-менеджментом компаний и населением следующих объективных фактов:
← | 3 | → |
1 2 | 4 |