ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.,
Светлана Древинг кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и финансов
ФГОУ ВПО Камчат ГТУ, г. Петропавловск-Камчатский
Опубликовано: «Проблемы теории и практики управления» N7, 2009 стр. 61-74 (Изд-во в списке ВАК)
На наш взгляд, переход к «динамичному» сценарию развития возможен на основе перехода к активным методам управления и регулирования развития РХК.
Концепция «динамичного» сценария развития предусматривает переход РХК Камчатского края на новые условия и принципы работы в три основных периода (рис. 3):
2010–2015 гг. – этап инновационных преобразований;
2015–2020 гг. – этап динамичного развития;
2020–2025 гг. – переход к устойчивому росту и стабилизация развития РХК.
Рис. 3. Модель реализации стратегии динамичного развития РХК Камчатского края
На первом этапе (2010–2015 гг.) должны быть реализованы:
- разработка и продвижение инновационных концепций и общей стратегии развития РХК Камчатского края, ее инфраструктуры и экономики Камчатского края в целом;
- подготовка и повышение квалификации руководителей государственных органов управления Камчатского края и топ-менеджеров компаний РХК Камчатского края по стратегическому менеджменту и выработка согласованных принципов стратегического развития РХК, а также переход на новые методы управления инвестициями и создание новых систем стратегического планирования и контроля за развитием комплекса;
- активное включение государства в управление РХК Камчатского края на основе проектов частно-государственного партнерства, приобретения пакетов акций ряда крупных компаний;
- разработка исходя из общей стратегии развития РХК Камчатского края стратегий основных рыбопромысловых компаний, формирование согласованных стратегических планов;
- создание новых условий и новой рыночной модели работы РХК Камчатского края как особой экономической зоны;
- правовые и административные изменения, обеспечивающие переход к особой экономической зоне, дебюрократизация регионального управления, сокращение численности аппарата управления в РХК Камчатского края;
- привлечение крупных российских и зарубежных инвестиций в обновление флота и инфраструктуры, реконструкцию морского порта и аэропорта Петропавловск-Камчатский. Чтобы этого достичь, необходимо: представить инвестиционные проекты на внутренние и международные инвестиционные рынки; выпустить облигации по наиболее крупным объектам инвестирования, которые можно продавать на внутренних и внешних финансовых рынках; создать в Камчатском крае новый самостоятельный инвестиционный рынок, открытый для российских и зарубежных инвесторов; привлечь мировые потоки инвестиций на основе образования свободной экономической зоны с элементами офшорной в Камчатском крае;
- создать крупные международные консорциумы для реализации наиболее важных проектов;
- реструктуризация рыбопромыслового флота в результате образования 1–2 крупных рыбопромысловых холдингов с участием региональной Администрации, способных привлечь крупные инвестиции и составить действенную конкуренцию на рынке;
- создание системы крупных отраслевых инвестиционных и лизинговых компаний;
- радикальное обновление рыбопромыслового флота (100 судов) путем замены неэффективных (по расходу топлива, параметрам радиолокации, скоростным характеристикам, технологиям переработки, производительности труда) на новые конкурентоспособные суда, способные обеспечить процесс глубокой переработки рыбной продукции в Камчатском крае. Ожидаемые результаты – рост производительности труда в 3–4 раза, эффективные технологии переработки рыбной продукции, рост качества продукции и рентабельности;
- создание новых сбытовых сетей в РХК Камчатского края с прямым выходом на внутренних и зарубежных потребителей и разработка новых логистических маршрутов поставки продукции;
- организация оптовой рыбной биржи в Камчатском крае и ее интеграция в систему мировых рыбных рынков;
- развитие сети заводов Камчатского края по глубокой и высококачественной переработке рыбной продукции в соответствии с мировыми стандартами.
Таким образом, главной задачей первого этапа является преобразование РХК в высококонкурентную отрасль, технологически, экономически и организационно превосходящую уровень развития отраслей ведущих стран экспортеров рыбы.
На втором этапе 2015–2020 гг. должны начаться динамичный подъем РХК Камчатского края, отдача от инвестиций, вложенных на первом этапе. Для него будут характерны высокие темпы развития и следующие результаты:
- средние темпы роста чистой прибыли не менее 20–30% в год, причем с каждым годом они будут увеличиваться за счет выхода на новые рынки, поставок конечной продукции, вместо сырца, сокращения затрат и общей синергии рыночных факторов;
- производительность труда вырастет в 3–5 раз;
- стоимость рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего бизнеса также будет расти ускоренными темпами, каждый год увеличиваясь не менее чем на 30%;
- Камчатский край начнет играть заметную роль на мировых рынках сбыта конечной продукции, его доля будет ежегодно увеличиваться на мировых рынках на 0,2–0,5%;
- доходы работников РХК увеличатся в 4–5 раз и станут самыми высокими в Камчатском крае;
- работа в РХК Камчатского края станет самой престижной, основанной на высоком уровне автоматизации и механизации труда;
- браконьерство будет экономически невыгодным в условиях свободной экономической зоны и более высоких доходов от поставок конечной продукции потребителям;
- рентабельность компаний превысит 30%;
- бюджет края станет профицитным;
- Камчатский край станет наиболее привлекательным регионом для российских и зарубежных инвесторов;
- уровень жизни населения Камчатского края также станет одним из наиболее высоких в Российской Федерации.
Особенностью этого этапа является быстрый рост эффективности с каждым годом за счет выхода на новые рынки, поставок глубоко переработанной высококачественной продукции на внутренние и мировые рынки рыбной продукции, перехода на новые экономичные и высокопроизводительные технологии.
На третьем этапе (2020–2025 гг.) РХК Камчатского края станет саморегулирующим и высокоэффективным рыночным механизмом, одним из наиболее конкурентоспособных среди РХК других стран. От динамичного подъема комплекс перейдет к устойчивому росту, стабилизируются темпы развития и все рыночные процессы:
- рост чистой прибыли составит 7–10% в год;
- производительность труда будет увеличиваться на 15–20% в год;
- доходы работников будут повышаться ежегодно на 20%;
- ежегодный рост доли мирового рынка составит 0,2–0,5%;
- рост профицита бюджета Камчатский края будет не менее 5–10% в год в зависимости от степени активности участия государства в рыбном бизнесе (частногосударственного партнерства).
На данном этапе РХК Камчатского края станет полностью самоокупаемой, устойчивой к колебаниям мировых рынков системой, обладающей собственными мощными логистическими и сбытовыми сетями, непрерывно обновляемой инфраструктурой.
Приведенная модель перехода к динамичному развитию РХК Камчатского края может быть применена и к другим комплексам, а также для разработки инновационной стратегии развития РХК страны в целом.
Решение проблем развития РХК Камчатского края и других регионов возможно только при условии перехода РХК к новой стратегии инновационного развития, которая основывается на научно обоснованном выборе наиболее эффективного пути развития, создании новых экономических условий для обновления основных фондов, внедрении научных методов стратегического управления в государственные и предпринимательские структуры.
ЛИТЕРАТУРА
- Минтцберг Г., Альстред Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб, Питер, 2007.
- Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М., – ТК Велби. Изд. Проспект, 2008.