Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Сто лет кризису, или Компаративный взгляд экономиста на государственную политику С. Ю. Витте и В. В. Путина в условиях мировых экономических

Автор(ы): А. Н. Дегтярев, д-р экон. наук, профессор, ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Опасность дефляционных процессов в недавно успешных экономиках стран Запада потребовала применения непопулярных для капиталистов-рыночников правительственных мер. «Левый разворот» в действиях капиталистических государств в виде предоставления ликвидности и фактической национализации ряда крупных банков и компаний с целью их спасения, бюджетных вливаний в корпоративный сектор экономики и другие меры иллюстрируют масштабы катастрофы, в которой оказалась мировая экономика.

Особую роль в стремительном развертывании масштабных кризисных явлений в экономике нашей страны сыграла нефтегазовая отрасль. Во-первых, в силу высокой степени монополизации соответствующих рынков, что, как известно, приводит к слабоконтролируемым государством ценам на углеводородное топливо и ведет к увеличению трансакционных издержек подавляющего числа субъектов экономики3. По мнению специалистов, «монополизм и экономический кризис обусловливают, поддерживают и усиливают друг друга» [27, 62]. Во-вторых, по причине доминирующей роли этой отрасли в формировании бюджета страны и ее экспорта4. Падение цен на нефтепродукты при той роли, которую ТЭК играет в формировании бюджета России (налоговые поступления от ТЭК составляют более 50 %), привело к секвестрованию практически всех основных бюджетов и как следствие - к оттоку средств во всех секторах экономики народнохозяйственного комплекса.

В октябре 2008 г. индекс фондового рынка РФ ЯТ8 понизился на 70 %, акции ведущих нефтегазовых компаний упали на 2/3 от их прежней стоимости, а металлургических гигантов до 85 %, капитализация большого числа российских компаний уменьшилась в 5-10 раз.

Известная исстари на Руси поговорка «Что русскому хорошо - немцу смерть» сработала в данном случае ровно наоборот: вынужденное снижение цен на нефтепродукты из России обернулось для Европы благом в условиях кризиса, но усугубило ситуацию в нашей экономике.

Пакет основных антикризисных мер денежно-кредитной политики правительства В.В.Путина включал мероприятия по: обеспечению ликвидности банковской системы в сочетании с санацией банков-банкротов и их реформированием; введению нормы госгарантии стопроцентной сохранности вкладов физических лиц в размере до 700 тыс. руб.; реализации политики «управляемой девальвации», то есть контролируемого и постепенного ослабления рубля; адресной поддержке системообразующего корпоративного бизнеса.

Однако меры правительства по преодолению кризиса поначалу оказались половинчатыми и малоэффективными, а деньги, направленные в реальный сектор экономики через банковскую систему, серьезно «секвестированы» посредством банковских валютных операций, лишь после личного вмешательства Премьера они начали поступать по назначению. Такие явления, к сожалению, весьма характерные для нашей страны, стали следствием отсутствия четкого и прозрачного механизма обеспечения и контроля централизованных денежных потоков «кровоснабжения» экономики страны.

Как известно, наиболее субсидируемой отраслью в мире в условиях кризиса стало автомобилестроение, куда по оценкам Всемирного банка в 2008 г. было направлено около 50 млрд долларов. Россия также не стала исключением в этой протекционистской политике, включив ВАЗ в число приоритетных автомобилестроительных компаний, учитывая кроме собственно экономической составляющей проблемы и то, что на заводах этой корпорации работают свыше 130 тыс. россиян.

К другим протекционистским мерам относится, как известно, повышение ввозных пошлин на металлы и комплектующие изделия, продукты питания и др., а также ограничение квот на использование иностранной рабочей силы. Все это характерно не только для современной России, но и, как мы уже знаем из первой части данной статьи, для периода деятельности С.Ю.Витте.

В результате своевременных и энергичных действий Правительства России в финансовой сфере критический момент кризиса (октябрь-ноябрь 2008 г.) в банковской системе страны был преодолен. При этом Государственная Дума РФ оперативно и адекватно реагировала на предложения Правительства, создавая необходимую институциональную основу для действий Центробанка, что позволило России избежать краха банковской системы, а стало быть, и всей экономики. В значительной мере этому способствовала и «мягкая» девальвация национальной валюты.

В этой связи правильными представляются спорные на первый взгляд решения Центробанка по сохранению в этот сложный период высоких процентных ставок по кредитам, сдерживавших увеличение кредитного портфеля для любителей спекулятивных сделок. Разумеется, после острой фазы кризиса эти ставки должны быть снижены для того, чтобы не «убить экономику» и дать возможность российским компаниям оживить потоки оборотных средств - кровеносные сосуды бизнеса.

Вместе с тем естественные в такой непростой ситуации серьезное снижение капитализации банков и просроченная задолженность крупных компаний - заемщиков средств потребовали дополнительных широкомасштабных действий российского правительства в отношении системообразующих отраслей и отдельных ключевых компаний, то есть адресной господдержки отечественного бизнеса.

Например, поддержка ТЭК необходима уже потому, что в рамках этой экономикообразующей сферы осуществляются ряд стратегически важных государственных инвестиционных проектов и программ, связанных с транспортом нефтепродуктов во все основные мировые центры экономики (нефте-, газопроводы, новые терминалы и др.). Учитывая их огромную стоимость и достаточно длительный период реализации, здесь нужны не краткосрочные кредиты, а стабильное поступление «длинных денег».

Резкое снижение инвестиций (в том числе иностранных) требует эффективной поддержки государства, ибо от успешности реализации этих проектов будет зависеть в конечном итоге его безопасность. Поддержка отечественного бизнеса осуществляется правительством в виде перекредитования компаний за счет средств золотовалютного резерва страны, приобретения привилегированных (без права голоса) акций предприятий за счет средств Пенсионного фонда и федерального бюджета, что должно обеспечить поступление в реальный сектор экономики остро необходимых ему долговременных денег.

Вынужденной, непопулярной у населения, но крайне необходимой в условиях кризиса мерой, принятой в целях обеспечения устойчивых налоговых поступлений в государственную казну от естественных монополий, стало увеличение тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, жилищно-коммунальное хозяйство и др. Последствия этих шагов известны - рост цен, что бьет по карману потребителя, но в противном случае страна была бы вынуждена направлять и сюда свои золотовалютные запасы, вместо того, чтобы употребить их на поддержку и стратегическое развитие производительных сил, или вновь влезать в долги к МВФ и другим заграничным финансовым институтам.


3 «Первая пятерка» нефтяных компаний - «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть» - добывает свыше 75 % нефти. В России действуют 20 нефтеперерабатывающих заводов, подавляющее большинство из которых также принадлежит «первой пятерке». В итоге 85 % нефтепродуктов поставляется на российский рынок вертикально интегрированными компаниями [27, 43-64].

4 Справочно: за период 2000-2007 гг. удельный вес природных ресурсов и продуктов их первичной переработки в общей структуре экспорта страны составлял от 78,2 % в 2002 г. до 85,5 % в 2006 г., при этом более 50 % доходов бюджета формировалось за счет ТЭК. В то же время на долю товаров высокой степени переработки, в том числе машин и оборудования, приходится всего около 6 % экспорта [23, 19].

3
1 2   4