Автор(ы): А. Н. Дегтярев, д-р экон. наук, профессор, Н. З. Солодилова, д-р экон. наук, профессор, Р. И. Таюпов, канд. экон. наук
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
В последние десятилетия изменение экономических явлений порождает новые методы экономического анализа. Это связано с тем, что информация, отражающая усложняющиеся экономические процессы, как правило, не систематизирована, не сопоставлена, обладает различной степенью достоверности, содержит дублированные сведения и характеризуется избыточностью данных по одним проблемам и недостаточностью данных по другим, что создает трудности в практике принятия решений.
Оценка инновационной активности на основе форм статистических наблюдений соответствующих государственных органов и служб играет большую роль в формировании системы адекватного отражения ситуации в данной сфере. Такая статистика формирует представление о текущем состоянии инновационной активности хозяйствующих субъектов. Вместе с тем зачастую важным условием формирования достоверных прогнозов выступают некоторые качественные составляющие, параметры которых не входят в официальную форму статистических наблюдений, но их можно получить в ходе мониторинга.
Так, достаточно продолжительный период стабилизации отечественной экономики сменился в 2008-2009 гг. экономическим кризисом. Однако причины отсутствия взрывного роста инновационной активности в России кроются не только в этом. Число компаний, занимающихся инновациями, сокращалось даже в «богатый» докризисный 2007 год. Об этом свидетельствуют аналитические материалы Росстата [4]. Лишь 10,8 % компаний вкладывали деньги в новые технологии. Тем не менее, кризис дает шанс ускорить это направление инвестиций. Затраты на технологические инновации в России в 2007 г. составили 207,5 млрд руб., что на 3 % меньше, чем в 2006 г. Технологические инновации в 2007 г. внедрялись в 9,4 % организаций, маркетинговые - в 2,5 %, организационные - в 3,5 % [8]. Инновационную неактивность Росстат объясняет экономическими факторами: 33,5 % обследованных организаций отметили высокую стоимость нововведений, 32,6 % опрошенных - недостаток собственных денежных средств.
В кризис инновационная активность снижается еще больше: традиционно сворачиваются долгосрочные затратные программы. Тем не менее, именно кризис дает России шанс сделать инновационный рывок, ускорить необходимые для этого реформы.
Отметим в этой связи, что в Республике Башкортостан в январе-июне 2009 г. число инновационно активных предприятий возросло на 5,5 %, однако объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг сократился с 29,5 млрд руб. до 18,1 млрд руб. [3]. Сокращение отгрузки инновационных товаров на экспорт еще выше - с 6,8 млрд руб. до 1,9 млрд руб.
Однако в настоящее время состояние отечественной экономики стабилизируется и появляется возможность ее диверсификации, позволяющей в перспективе осуществить поворот от лидирующей ныне сферы добычи и поставок за рубеж природных ресурсов к высокотехнологичной экономике, основанной на использовании знаний.
Определенные подвижки в этой сфере есть. Так, несмотря на кризисные явления в экономике продолжается рост затрат на инновации (в январе-июне 2009 г. объем затрат вырос с 5,12 млрд руб. в аналогичном периоде прошлого года до 7,47 млрд руб.), почти на прежнем уровне сохраняется численность занятых НИОКР (падение составило 2 %).
Сохранение и форсирование поддержки инноваций позволит обеспечить такой экономике принципиально большую стабильность. Поэтому в процессе постепенного экономического подъема в качестве стратегии дальнейшего развития важно избрать не стратегию, ориентированную на экстенсивное наращивание имеющихся производств (прежде всего в природно-ресурсной сфере), а стратегию инновационного развития с использованием программно-целевого подхода, что требует качественно новой методологии оценки инновационной активности предприятий.
Для динамической оценки изменения структуры мнений респондентов по широкому кругу вопросов об инновационной активности предприятий в Республике Башкортостан в проведенном исследовании проанализированы данные с временным интервалом в 2 года - по итогам исследования в 2007 и в 2009 гг. Вот некоторые наиболее интересные данные по результатам обследования.
Оценки конкурентности рынка продукции и/или услуг респондентов практически не изменились (более 60 % респондентов считают его значительно или абсолютно конкурентным). Однако представление о конкурентности рынка не является однородным по отраслевой структуре. Так, рынок является значительно или абсолютно конкурентным для 77,4 % предприятий машиностроительного комплекса. Среди респондентов из отрасли машиностроения нет ни одного предприятия, для которого рынок представляется абсолютно неконкурентным. Более чем четверть респондентов, представляющих ТЭК республики, отмечают абсолютную неконкурентность или слабую конкуренцию на рынке. При этом рынок значительно или абсолютно конкурентен для 42,9 % предприятий ТЭК.
В то же время структура мнений относительно перспектив усиления конкуренции претерпела существенные изменения. Если два года назад значительного усиления конкуренции в течение ближайших трех лет ожидали более половины предприятий и еще около 40 % предполагали ее умеренный рост, то в настоящее время лишь треть респондентов говорят о значительном или очень значительном усилении конкуренции. Сегодня уже каждое десятое предприятие отмечает, что конкуренция не усилится, при этом в 2007 г. среди опрошенных не было респондентов, не ожидающих усиления конкуренции. Вероятно, мнение об общем снижении перспектив усиления конкуренции на рынке вызвано спадом деловой активности на период экономического кризиса.
1 | → | |
2 3 4 |