Автор(ы): М. А. Аюпов, д-р полит. наук, ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
В асимметричной федерации, какой является Российская Федерация, существуют субъекты Федерации - республики, которые в рамках равной для всех субъектности, в политико-властных взаимоотношениях с Федерацией имеют особые в сравнении с другими субъектами полномочия.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР закрепила политико- государственную субъектность республик в ее составе, а Федеративный договор объединил их в единой демократической России в качестве суверенных государств и полноправных субъектов. Конституция Российской Федерации окончательно разграничила полномочия между центром и республиками, а Договор Республики Башкортостан и Российской Федерации от 3 августа 1994 г. перераспределил многие полномочия исключительного ведения РФ и полномочия совместного ведения РФ и регионов в пользу Республики Башкортостан. Имея статус государства и широкие полномочия во всех сферах государственной и общественной жизни, Башкортостан за истекшие годы добился политической стабильности, постепенного осуществления реформы экономики, укрепления социальной инфраструктуры, развития образования, науки, просвещения, культуры, социальной защиты населения.
Со второй половины 90-х годов XX в. начинается новый этап развития государственной субъектности Республики Башкортостан в системе политико-властных отношений Российской Федерации. На этом этапе указанный процесс характеризуется как непрерывный и единый, во многом противоречивый, порой непоследовательный ход (поток) политических событий и последующих за ними результатов. Новое состояние государственной субъектности республик складывается под влиянием объективных и субъективных факторов и представляет собой быстро нарастающие, порой скачкообразные и существенные, глубокие изменения (сдвиги) в политико-властных отношениях между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Укрепляя свое влияние на региональные процессы, федеральный центр добивался обеспечения единого правового поля для действующей властной вертикали. Об этом свидетельствует принятый еще в середине 1999 г. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» [9]. Он устанавливал, что все принимаемые федеральные и региональные законы должны соответствовать Конституции, а все ранее принятые законодательные акты и заключенные договоры должны быть приведены в соответствие с ней. Эту задачу федеральный центр определил в качестве главной в деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В результате рассмотрения соответствия Конституции РФ отдельным положениям конституций республик Адыгеи, Башкортостана, Ингушетии, Коми, Северной Осетии и Татарстана был признан утратившим силу целый ряд ключевых статей последних [10]. Следом за этим в регионах начался процесс пересмотра местных законодательных актов, противоречащих федеральной Конституции и федеральным законам. Благодаря усилиям полпредов к 2002 г. почти все законы субъектов Федерации, противоречившие федеральному законодательству, были исправлены [15, 163].
Важным моментом в предпринимаемых центром мерах по концентрации властных рычагов в руках президентской власти в 2001-2002 гг. стал новый федеральный закон о политических партиях [11]. Очевидная цель этого закона - исключить возможность неконтролируемого возникновения новых партий и оттеснить на обочину политической жизни партии, способные реально оппонировать власти.
В рамках централизации власти постоянно отрабатывались электоральные технологии для влияния на регионы. По сути избирательные кампании стали превращаться из борьбы между кандидатами в борьбу между управляющими субъектами избирательного процесса.
Постепенно создается единая система отношений Федерации с ее субъектами. Формируется новый стандарт в отношении региональной власти и местного самоуправления. Значительно усиливаются институты федерального контроля и вмешательства. Начинает действовать система санкций к губернаторам, к законодательным собраниям субъектов Федерации. С 2005 г. внедряется процедура наделения полномочиями губернаторов, усиливающая роль президента и его полпредов в этой процедуре. Растет экономическая зависимость регионов от центра, поскольку около 70% сборов и налогов сначала консолидируется в центре, а затем перераспределяется по регионам.
Наметилась явная тенденция централизации полномочий совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ) при принятии федерального законодательства. Полномочия, находящиеся в сфере совместной компетенции федерального центра и регионов, в основном регулируются сегодня федеральными законами, принимаемыми в последнее время без учета позиций и интересов регионов, что приводит к унификации общественных отношений, не позволяет в полной мере реализовать политическую субъектность регионов, инициировать активность регионального сообщества в общенациональных политических трансформациях и использовать их в интересах развития регионов и в конечном счете на благо всей Федерации.
Центр взял в свое ведение решение многих кадровых вопросов, связанных с назначением на должности руководителей федеральных структур в регионах. Итогом указанных изменений стало усиление централизации власти по всем направлениям.
Доминирующей тенденцией на современном этапе становится постепенное усиление властной субординации как на основе укрепления институциональной среды, нахождения общего понимания решения предстоящих задач в российском социуме, так и путем повышения роли аппарата, силовых структур, внедрения современных технологий в электоральный процесс, приоритетного расширения политико-административных методов властвования по сравнению с правовыми. Эти усилия наряду с изменением процедуры выборов, повышением роли федеральных партий и их региональных структур в этих процессах резко ограничили возможности руководителей регионов и их элит влиять не только на федеральные политико- трансформационные процессы, но и на события и перемены, происходящие в самих регионах. Полностью восстановлены общефедеральные институциональные рамки политико-властных изменений, влияние центральных властных структур на эти процессы.
Были резко ограничены властные полномочия и ресурсы региональных элит, в том числе в национальных республиках, прежде всего доминирующего актора - президента. Постепенно были созданы правовые механизмы окончательного выведения из сферы регионального влияния федеральных структур: налоговых, судебных, правоохранительных, финансовых, контрольных органов. Началась тенденция «субъективизации» субъектно-субъектных отношений между центром и регионами. Эти отношения были жестко введены в рамки федеральных требований.
← | 2 | → |
1 | 3 4 |