Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Современное состояние и перспективы государственной субъектности Республики Башкортостан

Автор(ы): М. А. Аюпов, д-р полит. наук, ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Извлекая уроки из опыта современного состояния федерализма в России, можно констатировать, что для наполнения действующей конституционной формулы федерализма реальным содержанием необходимо уточнение действия тех его механизмов, которые как институты уже оправдали себя и направлены в первую очередь на установление баланса интересов Федерации и регионов в политико-властном развитии страны. Прежде всего надо задействовать в полную силу такие институты, которые призваны по Конституции стать реальными защитниками и гарантами как государства в целом, так и интересов субъектов Российской Федерации. Это перечисленные в Конституции высшие органы государственной власти - Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации.

Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета РФ. ее независимости и государственной целостности и т.д. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Полномочия главы Российского государства, как видим, предписывают ему быть прежде всего гарантом суверенитета и государственной целостности России. Он также призван, определяя внутреннюю политику, решать проблемы национальной и региональной политики, составляющих сущность, содержание и состояние федеративных отношений в государстве.

В этих условиях президентская власть в стране не может не быть сильной, способной предпринимать любые меры для укрепления независимости и целостности государства. Это означает, что глава государства действует прежде всего согласно Конституции, добиваясь централизации и укрепления вертикали власти.

Совет Федерации как институт власти по своей конституционной сути должен заниматься вопросами, касающимися защиты интересов субъектов Федерации. Для этого следует:

  • изменить способы его формирования (надо избрать в состав Совета Федерации по крайней мере председателей законодательных собраний регионов);
  • дать Совету Федерации право вето на те решения Президента и законы, принимаемые Государственной Думой, которые противоречат конституционной сущности федерализма и нарушают права субъектов Федерации;
  • усилить интегративную роль Совета Федерации на основе разработки и внедрения правовых механизмов для повышения его роли в укреплении целостности и единства страны, защиты интересов и прав регионов.

Реальное наполнение конституционных принципов федерализма требует, чтобы Государственная Дума и ее Комитет по делам Федерации и региональной политике стали инструментами учета интересов центра и регионов при принятии федеральных законов по предметам совместного ведения. Для соблюдения баланса интересов в состав Комитета, кроме депутатов, можно было бы ввести представителей законодательных собраний субъектов с правом вето в ходе разработки законов, когда в них не учитываются интересы регионов. Этот же Комитет с привлечением представителей законодательных собраний регионов может рассматривать законодательные инициативы последних в части отстаивания политико-властной воли субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе.

К отстаиванию интересов регионов в федеральном законодательном процессе могут подключаться и региональные отделения партии «Единая Россия». Должно стать правилом предварительное партийное обсуждение в региональных отделениях, во фракциях законодательных собраний субъектов Федерации и Государственной Думе принципов и подходов к учету предложений и замечаний региональных избирателей и депутатов на федеральном уровне. Также необходимо внесение в регламент Государственной Думы нормы, которая устанавливала бы обязательность рассмотрения и инкорпорирования законодательных инициатив в федеральное законодательство, если за это выступает не менее одной трети законодательных собраний субъектов Федерации.

Субъекты Федерации по Конституции страны имеют право законодательной инициативы на федеральном уровне, но в реальной практике они не могут реализовать эту возможность. Чтобы исправить ситуацию, надо внести изменения в Конституцию или в соответствующий федеральный закон в том плане, что законы, предложенные более чем половиной регионов и касающиеся механизмов реализации их интересов, становятся основанием для положительного решения этого вопроса.

Правительство Российской Федерации также имеет возможность лучше учитывать в своей деятельности интересы регионов. Для этого необходимо:

  • установить механизм постоянной и более тесной связи с руководителями исполнительной власти (правительства) субъектов Федерации;
  • усилить роль Министерства регионального развития в координации федеральных усилий, направленных на помощь регионам;
  • проводить не единую федеральную политику в области образования, культуры и т. д. в регионах (это будет означать централизацию), а обеспечивать реализацию единых стандартов в решении указанных вопросов.

Нуждается в определенной реорганизации деятельность Конституционного Суда с тем, чтобы половину его состава формировали регионы или действительно представляющий интересы регионов Совет Федерации.

Думается, что дополнение и конкретизация конституционной сущности российского федерализма конституционно-правовыми механизмами реализации его основных положений, касающихся деятельности высших властных институтов в смысле их участия в закреплении и развитии федеральных начал, дало бы возможность превратить Россию в полноценное содружество регионов и народов.

Для того, чтобы федерализм заработал как реальный государственный институт, призванный защищать интересы регионов, имеются благоприятные условия, прежде всего - политическая воля руководства страны. В Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию сформулированы четыре ключевые задачи в этом вопросе. «Первое - достигнуть оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами, ... наконец, определиться, сколько и какого имущества надо регионам». Во-вторых, выработать оптимальную модель «размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Нужна схема их эффективного взаимодействия с региональными органами власти». В-третьих, более внимательно относиться к законотворческим инициативам регионов. «И, наконец, еще один фактор, способный серьезно упрочить Федерацию, - это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю, - подчеркнул Президент страны, - это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе. Единства российской нации - как залога стабильного, цивилизованного развития страны».

Литература

  1. Банс В. Элементы неопределенности в переходный период // Политические исследования. - 1993. - № 1. - С. 44-51.
  2. Барзилов С.И., Чернышов А.Г. Политическая структура современной российской провинции. - М.: Магистр, 1997. - 31 с.
  3. Бирюков С.В. Легитимация статуса региональной политической власти // Вестник МГУ. - Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - № 4. - С. 77-95.
  4. Борисов С.В. Актуальный политический режим в Нижегородской области: становление в 1990-е годы // Политические исследования. - 1999. - № 1. - С. 98-115.
  5. Гельман В. Я. Региональная власть современной России: институты, режимы и практики // Политические исследования. - 1998. - № 1. - С. 87-105.
  6. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1999. - 702 с.
  7. Растоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Политические исследования. - 1996. - № 5. - С. 5-15.
  8. Россия регионов: трансформация политических режимов / общ. ред. В.Гельман, С.Рыженков, М.Бри. - М.: Весь мир, 2000. - 376 с.
  9. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
  10. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 29. - Ст. 3117.
  11. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.
  12. Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований // Политические исследования. - 2001. - № 1. - С. 138-156.
  13. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. - М., 2006. - 789 с.
  14. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Дело, 2000. - 303 с.
  15. Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д., Любовный В.Я. Перспективы российского федерализма: федеральные округа, региональные политические режимы; муниципалитеты // Политические исследования. - 2002. - № 4. - С. 159-183.
  16. Фурман Д. «Случай России». Российская демократизация в мировом контексте // Свободная мысль. - 1997. - № 9. - С. 28-34.
  17. Чернышев А.Г. Регион в системе политических отношений российского общества: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. - Саратов, 1999.
  18. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Зерцало, 1998. - 448 с.
  19. Шишкин С.И. Государственно-правовые проблемы регионализации. - Иркутск, 1996. - 234 с.
4
1 2 3