Автор(ы): М. А. Аюпов, д-р полит. наук, ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
Извлекая уроки из опыта современного состояния федерализма в России, можно констатировать, что для наполнения действующей конституционной формулы федерализма реальным содержанием необходимо уточнение действия тех его механизмов, которые как институты уже оправдали себя и направлены в первую очередь на установление баланса интересов Федерации и регионов в политико-властном развитии страны. Прежде всего надо задействовать в полную силу такие институты, которые призваны по Конституции стать реальными защитниками и гарантами как государства в целом, так и интересов субъектов Российской Федерации. Это перечисленные в Конституции высшие органы государственной власти - Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации.
Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета РФ. ее независимости и государственной целостности и т.д. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Полномочия главы Российского государства, как видим, предписывают ему быть прежде всего гарантом суверенитета и государственной целостности России. Он также призван, определяя внутреннюю политику, решать проблемы национальной и региональной политики, составляющих сущность, содержание и состояние федеративных отношений в государстве.
В этих условиях президентская власть в стране не может не быть сильной, способной предпринимать любые меры для укрепления независимости и целостности государства. Это означает, что глава государства действует прежде всего согласно Конституции, добиваясь централизации и укрепления вертикали власти.
Совет Федерации как институт власти по своей конституционной сути должен заниматься вопросами, касающимися защиты интересов субъектов Федерации. Для этого следует:Реальное наполнение конституционных принципов федерализма требует, чтобы Государственная Дума и ее Комитет по делам Федерации и региональной политике стали инструментами учета интересов центра и регионов при принятии федеральных законов по предметам совместного ведения. Для соблюдения баланса интересов в состав Комитета, кроме депутатов, можно было бы ввести представителей законодательных собраний субъектов с правом вето в ходе разработки законов, когда в них не учитываются интересы регионов. Этот же Комитет с привлечением представителей законодательных собраний регионов может рассматривать законодательные инициативы последних в части отстаивания политико-властной воли субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе.
К отстаиванию интересов регионов в федеральном законодательном процессе могут подключаться и региональные отделения партии «Единая Россия». Должно стать правилом предварительное партийное обсуждение в региональных отделениях, во фракциях законодательных собраний субъектов Федерации и Государственной Думе принципов и подходов к учету предложений и замечаний региональных избирателей и депутатов на федеральном уровне. Также необходимо внесение в регламент Государственной Думы нормы, которая устанавливала бы обязательность рассмотрения и инкорпорирования законодательных инициатив в федеральное законодательство, если за это выступает не менее одной трети законодательных собраний субъектов Федерации.
Субъекты Федерации по Конституции страны имеют право законодательной инициативы на федеральном уровне, но в реальной практике они не могут реализовать эту возможность. Чтобы исправить ситуацию, надо внести изменения в Конституцию или в соответствующий федеральный закон в том плане, что законы, предложенные более чем половиной регионов и касающиеся механизмов реализации их интересов, становятся основанием для положительного решения этого вопроса.
Правительство Российской Федерации также имеет возможность лучше учитывать в своей деятельности интересы регионов. Для этого необходимо:
Нуждается в определенной реорганизации деятельность Конституционного Суда с тем, чтобы половину его состава формировали регионы или действительно представляющий интересы регионов Совет Федерации.
Думается, что дополнение и конкретизация конституционной сущности российского федерализма конституционно-правовыми механизмами реализации его основных положений, касающихся деятельности высших властных институтов в смысле их участия в закреплении и развитии федеральных начал, дало бы возможность превратить Россию в полноценное содружество регионов и народов.
Для того, чтобы федерализм заработал как реальный государственный институт, призванный защищать интересы регионов, имеются благоприятные условия, прежде всего - политическая воля руководства страны. В Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию сформулированы четыре ключевые задачи в этом вопросе. «Первое - достигнуть оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами, ... наконец, определиться, сколько и какого имущества надо регионам». Во-вторых, выработать оптимальную модель «размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Нужна схема их эффективного взаимодействия с региональными органами власти». В-третьих, более внимательно относиться к законотворческим инициативам регионов. «И, наконец, еще один фактор, способный серьезно упрочить Федерацию, - это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю, - подчеркнул Президент страны, - это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе. Единства российской нации - как залога стабильного, цивилизованного развития страны».
Литература
← | 4 | |
1 2 3 |