Автор(ы): А. Н. Дегтярев, д-р экон. наук, профессор, ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
В сфере экономической политики и законодательства приоритетными направлениями совместных усилий государства и делового сообщества должны стать следующие.
Для дебюрократизации экономики необходимо обеспечить разработку и внедрение механизмов снижения барьеров выхода на рынок (упрощение регистрации, минимизация списка видов деятельности, требующих лицензирования, упорядочение контрольно-надзорной деятельности контролирующих органов и др.); обеспечение юридического и фактического равноправия налоговых органов и налогоплательщиков.
Представляется, что механизмы дебюрократизации и деблокирования административных барьеров, предусмотренные в Основных направлениях социально- экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, окажутся действенными при решительной и последовательной деятельности государства по противодействию «барьерным» коррупционным интересам части государственных чиновников и аффилированных коммерческих структур, что потребует анализа институциональных характеристик, выгод и потерь от предлагаемых к введению нормативно-законодательных актов с целью устранения негативных рецидивов «барьерного регулирования».
В целях ограничения произвола чиновников необходимо повысить профессиональные качества государственных и муниципальных служащих; разграничить функции, уточнить области компетенции и уменьшить сферы действия личного усмотрения служащего; упорядочить процедуры взаимодействия чиновников с представителями малого и среднего бизнеса; усилить внутренний и внешний общественный контроль за деятельностью государственных служащих; перейти к конкурсному подбору и ротации кадров чиновников с неформальной аттестацией по результативности их деятельности и отсутствию рекламаций.
В рамках правительственной среднесрочной программы экономического развития страны Министерство экономического развития РФ в качестве главного индикатора, определяющего успешность предпринимаемых усилий правительства, установило удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) за период 2004-2014гг., сделав ставку на повышение конкурентоспособности государственных институтов (чиновничьего аппарата) и бизнеса, и выстроило три направления преобразований:
При этом поддержания макроэкономической стабильности предлагается достичь путем стерилизации поступающих в страну нефтедолларов, так как исходя из логики правительства: «в условиях крайне низкой предсказуемости колебаний цен на продукцию топливно-энергетического сектора бюджетная экспансия была бы весьма опасной, повышая риски как для власти, так и для инвесторов».
Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса в соответствии с программой Министерства экономического развития РФ должны стать следующие механизмы:
Анализ имеющегося опыта формирования государственных целевых программ развития экономического потенциала страны демонстрирует в значительной мере их декларативность и несопряженность с экономическими реалиями.
← | 3 | → |
1 2 | 4 |