Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Совершенствование рыночных институтов экономики как фактор развития конкурентной среды

Автор(ы): А. Н. Дегтярев, д-р экон. наук, профессор, ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

В сфере экономической политики и законодательства приоритетными направлениями совместных усилий государства и делового сообщества должны стать следующие.

  1. Создание условий для справедливой и эффективной конкуренции. С этой точки зрения необходимы: разработка принципов и самое главное - действенного механизма эффективной антимонопольной политики; разработка конкретного прозрачного механизма обеспечения равного, открытого и конкурентного доступа к государственным заказам и иным бюджетным ресурсам всех субъектов хозяйствования; нормативное и реальное обеспечение равного доступа к ресурсам кредитно-финансовых институтов, совершенствование компенсационных механизмов; создание четкого механизма взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом через нормальное функционирование центров кооперации и субконтрактации.
  2. Обеспечение прав собственности через расширение прав собственности на землю и недвижимость, упрощение регистрации этих прав; защиту интеллектуальной собственности; защиту прав кредиторов.
  3. Противодействие коррупции путем совершенствования антикоррупционного регулирования и повышения действенности правоприменительной практики; совершенствования нормативной базы, обеспечивающей прозрачность работы государственных и муниципальных органов.

Для дебюрократизации экономики необходимо обеспечить разработку и внедрение механизмов снижения барьеров выхода на рынок (упрощение регистрации, минимизация списка видов деятельности, требующих лицензирования, упорядочение контрольно-надзорной деятельности контролирующих органов и др.); обеспечение юридического и фактического равноправия налоговых органов и налогоплательщиков.

Представляется, что механизмы дебюрократизации и деблокирования административных барьеров, предусмотренные в Основных направлениях социально- экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, окажутся действенными при решительной и последовательной деятельности государства по противодействию «барьерным» коррупционным интересам части государственных чиновников и аффилированных коммерческих структур, что потребует анализа институциональных характеристик, выгод и потерь от предлагаемых к введению нормативно-законодательных актов с целью устранения негативных рецидивов «барьерного регулирования».

В целях ограничения произвола чиновников необходимо повысить профессиональные качества государственных и муниципальных служащих; разграничить функции, уточнить области компетенции и уменьшить сферы действия личного усмотрения служащего; упорядочить процедуры взаимодействия чиновников с представителями малого и среднего бизнеса; усилить внутренний и внешний общественный контроль за деятельностью государственных служащих; перейти к конкурсному подбору и ротации кадров чиновников с неформальной аттестацией по результативности их деятельности и отсутствию рекламаций.

В рамках правительственной среднесрочной программы экономического развития страны Министерство экономического развития РФ в качестве главного индикатора, определяющего успешность предпринимаемых усилий правительства, установило удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) за период 2004-2014гг., сделав ставку на повышение конкурентоспособности государственных институтов (чиновничьего аппарата) и бизнеса, и выстроило три направления преобразований:

  • повышение качества социальных функций государства путем реформирования образования и здравоохранения;
  • административная и институциональная реформы;
  • максимально полный вывод экономического сектора из государственного регулирования, то есть дальнейшая приватизация российских предприятий.

При этом поддержания макроэкономической стабильности предлагается достичь путем стерилизации поступающих в страну нефтедолларов, так как исходя из логики правительства: «в условиях крайне низкой предсказуемости колебаний цен на продукцию топливно-энергетического сектора бюджетная экспансия была бы весьма опасной, повышая риски как для власти, так и для инвесторов».

Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса в соответствии с программой Министерства экономического развития РФ должны стать следующие механизмы:

  • концессионные соглашения в части осуществления бизнес-проектов в сферах, где доминирующим собственником является государство - производственная и транспортная инфраструктура (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов), ЖКХ;
  • инвестиционный фонд;
  • государственный институт развития, в том числе банки развития для финансирования долгосрочных инвестиций. В международной практике до 10% вложений в основной капитал осуществляется за счет национальных банков развития путем предоставления гарантий по долгосрочным кредитам коммерческих банков. Кроме того, с их помощью должны осуществляться социальные проекты в области образования и здравоохранения;
  • венчурные фонды, финансирующие высокотехнологичные и наукоемкие проекты с высокими рисками;
  • государственное софинансирование лизинговых компаний;
  • особые экономические зоны (ОЭЗ), формирующие региональную промышленную инфраструктуру и способствующие расширению обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий и производству новых видов продукции.

Анализ имеющегося опыта формирования государственных целевых программ развития экономического потенциала страны демонстрирует в значительной мере их декларативность и несопряженность с экономическими реалиями.

3
1 2   4