Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Совершенствование рыночных институтов экономики как фактор развития конкурентной среды

Автор(ы): А. Н. Дегтярев, д-р экон. наук, профессор, ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Явно заниженной представляется оценка средней величины затрат юридического лица на преодоление барьеров входа на рынок и осуществление деятельности в 10% от выручки, и чересчур оптимистично выглядит прогнозируемый уровень снижения данной величины к 2010 году до 3 %, тогда как в реальной практике «экономики откатов» в условиях бюрократического рэкета при распределении государственных и национальных закупок, заказов, льгот и квот речь идет о величинах порядка 10-50% от суммы преференций.

С точки зрения процедурной реализации отсутствует вариантная проработка сценариев реализации программы мероприятий по снижению индекса восприятия коррупции (Transparency International) в зависимости от эффективности развития потенциала государственного управления в контексте повышения индекса конкурентоспособности национальной экономики и улучшения индекса экономической свободы. Очевидным методическим недостатком концепции Министерства экономического развития РФ является отсутствие сопоставимого анализа выгод и издержек предполагаемой институциональной реформации, когда обозначенные конечные цели не имеют привязок к стратификации динамики и структуры социальных, государственных и частных издержек достижения поставленных целевых ориентиров.

Выдвинутые аргументы о неспособности существующей системы администрирования госзаказов, госзакупок, квот, льгот и гарантий справиться с коррупционной составляющей и «откатами», подпитывающими теневую экономику, свидетельствуют о слабости и неготовности действующей системы законодательной и исполнительной власти выстраивать реальный антикоррупционный консенсус представителей бизнеса, граждан, институтов общества и государства в рамках социально ориентированной рыночной экономики.

Проблема стратегического позиционирования России в условиях растущей глобальной конкуренции требует системных решений для поднятия качества взаимосвязей и взаимодействия проектируемых в рамках блоков «4 И» решений. Стратегической парадигмой становления конкурентоспособной экономики в этих условиях становится обеспечение качества функционирования институтов деловой среды взаимодействия бизнеса, государственной власти, общества и граждан. Это предполагает инновационный характер принимаемых системных решений в области нормативно-правового обеспечения регулирования развития бизнеса в направлении эффективного институционального проектирования принимаемых нормативных и законодательных актов, детально проработанных с позиции соотношения общественных, частных, локальных эффектов и издержек их разработки и правоприменения. В данном направлении следует обеспечить достижение подлинной независимости судебной системы от неформального давления исполнительной и законодательной власти и искоренения практики неправосудных решений путем создания механизмов возмещения гражданам и организациям неправомерных потерь из специальных компенсационных фондов и денежного содержания судебных чиновников.

Формирование благоприятной деловой среды неразрывно связано с радикальным снижением административных барьеров и прежде всего - с применением инновационного подхода к определению структуры и содержания административных процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса: заменой большинства разрешительных процедур на уведомительные в целях придания реальных стимулов для развития малого предпринимательства и блокирования чиновничьего прессинга и коррупционных откатов, передачей большинства функций, выполняемых государственными органами в области регулирования и надзора, в сферу компетенции саморегулируемых организаций негосударственного сектора, объединяющих представителей различных групп интересов участников бизнеса, что позволит снизить гнет излишнего администрирования со стороны чиновников на региональном и муниципальном уровнях.

Эффективным инструментом развития предпринимательской среды должен стать комплекс мер по укреплению прав собственности в виде пакета антирейдерских законов, направленных на предотвращение незаконного захвата бизнеса с использованием технологий силового, судебного и налогового давления.

Качество деловой среды функционирования бизнеса определяется также параметрами экономической свободы по созданию и развитию бизнеса, мотивациями к проявлению частной инициативы, возможностями реализации высокотехнологичных инновационных проектов, подкрепленных мерами стимулирующего воздействия. В частности, это качество определяется радикальным упрощением налоговой отчетности для малого и среднего бизнеса, введением механизма дополнительного стимулирования НИОКР на основе повышающего коэффициента при учете затрат на исследования и разработки, изменением принципов установления налоговых платежей и экспортных пошлин с учетом коэффициентов глубины переработки природных ресурсов и уровня добавленной стоимости с целью поощрения инвестирования на внедрение новейших технологий в производство продуктов с высокой инновационной емкостью (в соответствии с мировыми стандартами).

Решающим элементом формирования инновационной среды генерирования источников экономического роста должна стать система всестороннего государственно-частного партнерства в направлении соучастия в национально значимых инвестиционных проектах по приоритетному развитию инфраструктуры, внедрению инновационных технологий, поднятию качества и стандартов жизни в сферах здравоохранения, жилищного обустройства, образования. При этом государство в лице своих институтов и организаций, выступая ингибитором роста, должно ограничивать свое участие в хозяйственной деятельности теми сферами, которые критически важны для национальной безопасности и конкурентоспособности страны, и секторами, где горизонт стратегических решений и сроки окупаемости инвестиций превышают текущие возможности частного бизнеса. Одним из направлений развития институтов государственно-частного партнерства может стать внедрение саморегулируемых организаций бизнеса и потребителей с передачей им ряда государственных функций и прав самострахования ответственности участников, а также широкое распространение практики концессионных соглашений в приоритетных секторах строительства и инфраструктуры.

Без установления социально ответственных отношений органов власти по отношению к представителям бизнеса и гражданам, предпринимателей по отношению к потребителям, партнерам и государственным и общественным институтам по обеспечению гарантий по выплатам налоговых платежей, социальных отчислений, по повышению до мирового уровня (60-70%) доли оплаты труда в стоимости создаваемых российских продуктов, по исполнению деловых и социальных обязательств, очевидно, не достичь реального консенсуса и консолидации ведущих слоев российского общества в достижении конкурентоспособности страны в условиях мировой глобализации и вступления России в ВТО.

4
1 2 3