Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

О роли отечественной науки и проблемах менеджмента

Автор(ы): Василенко В.А.

Необходимо отметить, что все рассмотренные (и перечисленные ранее) функции менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны и являются обязательными составляющими системы управления на любом предприятии. Исключение из состава управления хотя бы одной из них делает предприятие уязвимым со стороны постоянно возникающих угроз и опасностей.

Понятно, что эффективным управление будет лишь тогда, когда четко очерчены все его составляющие: субъект, объект, цели и функции.

Если в качестве субъекта управления выступает управляющий, менеджер или какой-либо коллегиальный орган управления, а целями могут быть экономические (расчетная прибыль, например), научно-технические (уровень продукции, технологии), производственно-коммерческие (объем производства и реализации), социальные (удовлетворение потребностей работников) и другие, и с функциями управления мы в какой-то степени уже определились, то объект управления, как нам кажется, требует конкретизации.

Под объектом управления в менеджменте чаще всего понимают людей (коллектив, предприятие), иногда – производственный процесс, реже – другие факторы производства. В принципе это верно, но недостаточно.

Известно интересное высказывание: «управлять можно всем, что движется (или может двигаться)». Интересно? – Безусловно! Реально? – Не совсем. Если отбросить философские аспекты приведенного высказывания и ограничиться проблемами функционирования предприятия, то приведенная сентенция имеет глубокий смысл.

Любое предприятие не может функционировать без людей, денег, материалов, машин и механизмов, необходимой информации (сведения о конкурентах, конъюнктуре рынка, поставщиках, потребителях и т.п.), которые  в управлении относят к ресурсам производства или называют факторами производства.

Слово «ресурсы» в переводе с французского означает: запасы, средства, источники чего-нибудь, а слово «фактор» - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления.

Если под словом «ресурсы понимать запасы, средства, а под «фактором» - движущую силу, то вполне логично считать, что ресурсы в управлении представляют собой факторы производства, необходимые для его нормального функционирования и развития.

В нашей науке управления значилось четыре вида ресурсов: трудовые, финансовые, материальные и технические (машины, механизмы, оборудование и т.п.).

Информация хотя и учитывалась в системе управления, однако к категории ресурсов ее не относили. Чаще всего информационное обеспечение причислялось к функциям управления, что в настоящий период требует уточнения.

На современном этапе ускоренного развития НТП и становления рыночной системы хозяйствования значение информации резко возросло. Без нее невозможно начать новое дело, переходить на новый продукт, технологию, выжить в конкурентной борьбе. Без информации не может обойтись ни одно предприятие, а для некоторых данный ресурс является доминирующим [1, табл.1.1.]. Поэтому с полным основанием можно перенять зарубежный опыт и отнести данную экономическую категорию к разряду ресурсов производства.

Аналогично можно поступить и с технологией, так как любой технологический процесс современности немыслим без технических средств производства.

Особое место в управлении занимает фактор времени как одна из форм существования бесконечно развивающейся материи,  измеряемая соответствующими величинами. Возникает непростой вопрос: «Время – что это? Ресурс?» - Если да, то как им управлять? Если нет, то к какой категории его отнести? С одной стороны, время можно понимать как ресурс, если интерпретировать приведенный выше перевод как запас, а не средства, источники чего-нибудь.

Время управляющему крайне необходимо для анализа ситуации, принятия решения и его реализации. Если времени нет (или его недостаточно) для выполнения какого-либо процесса (вида деятельности), то никакое обилие вышеуказанных ресурсов не обеспечит решение поставленной задачи.

С другой стороны, время величина объективная – либо оно есть, либо его нет, и управлению человеком пока не подвластно. Следовательно, время целесообразно отнести к особой категории, которую необходимо всегда иметь в виду при принятии и реализации управленческих решений. Данный вывод позволяет сделать обобщающую формулировку ресурсов управления, которая дает возможность объединить все пять приведенных ресурсов в одно целое.

Ресурсы в менеджменте – это управляемые факторы производства, обладающие стоимостными свойствами, необходимые для нормального функционирования и развития предприятия с целью достижения запланированных результатов.

Как видно из рассмотренного, проблем в менеджменте предостаточно. Это только отдельные ключевые понятийные категории, к которым можно отнести и такие некорректные, мягко скажем, понятия, как «самоменеджмент», «международный менеджмент», «менеджмент организации» и т.п., для восприятия которых достаточно обратиться к только что рассмотренному понятию «менеджмент» как управление организацией.

Больно, очень больно смотреть и видеть нашу экономическую безграмотность, слепое подражание Западу, забывание и незнание отечественной науки управления. Именно это обстоятельство и побудило автора к написанию данной статьи. Поводом же к такой акции явилось знакомство с  постоянно действующим семинаром-тренингом по проблемам менеджмента в Украине, организованным Консорциумом по совершенствованию менеджмент - образования в Украине Семинар работает исключительно на американском материале,  изложение которого весьма тенденциозно.

В заключение хочется отметить, что существующее экономическое положение, несовершенство хозяйственных отношений в условиях зарождающегося и далеко не цивилизованного рынка требуют тщательного переосмысливания экономической политики, осуществляемой на макро- и микроуровнях, изучения отечественного и зарубежного опыта науки управления, разработки своих, специфических национальных подходов и приемов менеджмента. Нам нужны собственная экономическая политика, свои собственные взгляды и действия на основе своего исторического опыта и развития экономики, культуры, традиций, ибо представители разных культур имеют разные модели мышления и принятия решений.

Литература

  1. М.Мескон и др. Основы менеджмента. -  М.: Дело, 1992.
  2. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Специальная литература, 1999.
  3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 1994.
  4. Уткин З.А. и др. Инновационный менеджмент. - М.: АКАЛИС, 1996.
  5. Андреева Н. // Бизнес. – 1998. -  №12.
  6.  Макмиллан Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. О.С. Виханского. – М.: Прогресс, 1998.
  7. Василенко В.А. О некоторых замечаниях к изучению и преподаванию управленческих дисциплин. // Ученые записки СГУ - №10(49) Том 3: Экономика.
5
1 2 3 4