Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Анализ деятельности предприятия и влияния среды



Анализ деятельности предприятия является этапом плановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней деловой среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения «текущего состояния дел» на предприятии и выявления условий для его дальнейшего успешного развития. Здесь формируется необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективным образом провести целеполагание и выбор стратегических альтернатив.

Под внешней деловой средой понимается совокупность социально-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. Внешнюю деловую среду подразделяют на общую (дальнюю) и специфическую (ближнюю).

Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социо-политические и технологические прогнозы для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. Обычно такого рода прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью.

Анализ экономической среды включает в себя прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, циклов деловой активности, денежного обращения и т. д.

При анализе социо-политической среды предприятие кроме прогноза политической ситуации в стране интересуют мероприятия государства в области социальной политики, внешней торговли, экологии, образования, культуры и т. д.

Технологическая среда анализируется при помощи научно-технического прогноза (научно-технические тенденции) в науках, относящихся к данной отрасли производства (особенно возможные технологические прорывы).

Анализ специфической (ближней) окружающей среды обычно ассоциируют с анализом рыночного окружения, и он включает в себя следующие этапы:

  • Производственный прогноз должен содержать информацию о перспективах роста (падения) производства отдельных видов продукции, производимой предприятием.
  • Структурные сдвиги прогнозируются для уменьшения неопределенности при принятии стратегических решений: возможные изменения сырья, квалификации работников, уровня образования. Кроме того, большое внимание должно быть уделено возможному изменению структуры и характера потребления выпускаемой продукции.
  • Конкурентный анализ окружающей среды проводится чаще всего по трем основные параметрам: структурный анализ конкурентного окружения, определение конкурентной позиции (стратегических групп) и анализ структуры рынка.

Анализ ресурсного потенциала предприятия целесообразно проводить по следующей схеме:

  • Оценка ресурсов и эффективности их использования. При оценке ресурсов предприятия по каждому из основных и вспомогательных видов деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются как физические, человеческие, финансовые и нематериальные ресурсы. При оценке использования ресурсов предприятия исходят из того, что стратегический потенциал предприятия есть не просто набор перечисленных выше ресурсов, а система, в которой эти ресурсы взаимодействуют.
  • Финансовый анализ деятельности предприятия связан с определением финансовых возможностей по созданию основных фондов, повышению прибыльности, политике приобретений и ликвидации и т. д. При этом он обычно представляет собой расчет некоторых коэффициентов и их исследование с точки зрения поставленных целей.
  • Сравнительный анализ ресурсного потенциала пред­приятия проводится в разрезе исторического анализа разви­тия предприятия, а также сравнения с отраслевыми нормативами. При этом имеются в виду не только предприятия национальной экономики, принадлежащие отрасли, но и аналогичные предприятия-импортеры. Последнее необходимо, для того, чтобы не снижать конкурентоспособность предприятия.

Читать также:

Управление в менеджменте – Управление:классификация управления, области управления, виды и подвиды социального управления, формы социального управления.

Деятельность и ее виды – Все существующие предприятия и организации осуществляют разные виды деятельности.

Делегирование полномочий в ФПГ – При управлении предприятиями в наше время выделяются два довольно важных процесса: финансовое планирование и стратегический маркетинг.

Структуры управления в менеджменте – Для достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач менеджер должен создать организационную структуру (организационную систему управления) предприятия. В самом общем смысле этого слова структура системы — это совокупность связей и отношений между ее элементами.