Выделяют следующие факторы:
Технические факторы:
Организационные факторы:
Экономические факторы:
Человеческий (субъективный) фактор:
Высокое качество дороже. Однако вложения в передовые технологии, например, резко повысили за последние десятилетия качественные характеристики такой продукции, как компьютеры, бытовая техника, электрические приборы и т. д. Одновременно совершенными стали производственные процессы, поэтому снизилась себестоимость изделий.
Качество уменьшает производительность. Однако сегодня упор делается не на отбраковку, а на предупреждение дефектов, поэтому усилия по улучшению качества позитивно влияют на рост производительности.
На качество влияет низкая культура труда работников. Однако работник может нести ответственность за низкое качество, если обучен, проинструктирован, имеет контрольные инструменты и располагает возможностями регулировать оборудование или процесс при отклонении от установленных параметров.
Качество может быть обеспечено суровой проверкой. Однако 60-70% ошибок на производстве порождаются за его пределами - на стадиях проектирования, подготовки производства, закупки материалов и т. д. Необходимо, чтобы управление качеством охватило все стадии жизненного цикла продукции. Надо создавать необходимую мотивацию и нормальные условия для качественной работы. Персонал надо обучать. Главное не наказания, а система управления качеством продукции, которая создает уверенность в том, что продукция соответствует требованиям и запросам потребителей.
Затраты на качество могут составлять для промышленных предприятий большие суммы. Причем они тем больше, чем больше брак, который надо устранять (иногда это до 40-50% всех издержек производства).
Классификации затрат на качество продукции. В 60-х годах XX века американские специалисты Дж. Джуран и А. Фейгенбаум предложили следующую классификацию затрат на качество:
Японские специалисты усовершенствовали классификацию затрат на качество:
В ряде стран разработаны стандарты затрат на качество. Пример, британский стандарт ВS 6143 предусматривает деление затрат на качество продукции на две группы:
Каждая из этих групп подразделяется в свою очередь на следующие четыре подгруппы:
Маркетинг – рыночная концепция управления производством и сбытом продукции, метод конкурентной борьбы за рынок сбыта и обеспечение потребителя нужными товарами и услугами.
Производить следует то, что нужно потребителю и пользуется спросом. Служба маркетинга изучает рынок, используя сегментацию рынка (например, обувь, обувь женская, деловой, экстравагантный и нейтральный стили, обувь зимняя, осенняя и весенняя и т. д.). В каждом из сегментов рынка службой маркетинга проводится анализ складывающейся ситуации со спросом и запросами потребителей, изучается товар и потребители (их состав: по возрасту, размеру ноги, продолжительности пользования сезонными видами обуви и т. д., как носится обувь различными людьми и т.д.). В процессе анализа выделяется такой фактор как неценовая конкуренция (цена одинаковая, но лучше качественные характеристики продукции). Анализируется жизненный цикл товара:
Проведение маркетинговых исследований позволяет сориентировать управление качеством продукции на потребителя.
Понятие качества продукции – Терминология в области качества продукции упорядочена и зафиксирована Международной организацией качества в международном стандарте ISO 9000:2000.
Понятие управления качеством продукции – Основные понятия, определения и термины теории управления качеством. Также рассмотрен жизненный цикл продукции.
История развития управления качества – В истории выделяют шесть этапов развития управления качеством продукции которые составляют предысторию менеджмента качества.
Э. Деминг. Постулаты качества – Эдвард Деминг внес большой вклад в управление качеством сформулировав 14 постулатов управления качества и сделал в этой области переворот в Японии.
Международные стандарты по системам качества – Международные стандарты по системам качества создавались под влиянием повышения требований потребителей к качеству продукции, усиливающегося риска приобретения некачественной продукции и отсутствия общепринятого подхода к оценке способности поставщиков гарантировать качество продукции.
Интегральный менеджмент качества – Интегральный менеджмент качества является современным гуманистическим подходом к эффективной организации экономической деятельности и решению на этой основе проблем качества жизни и качества среды обитания человека.
Основные понятия и термины в области стандартизации – Стандартизация – деятельность, которая заключается в установлении положений для общего и многоразового использования относительно разрешения существующих и возможных проблем, и направленная на достижение оптимального уровня упорядочения на таких условиях.