Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Организация сбытовой деятельности



В бизнес-плане необходимо изложить используемые предприятием каналы распространения товара и систему товародвижения.

Выбор путей распределения товаров и услуг — важнейшая задача предприятия.

Канал сбыта — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Каналы сбыта имеют определенную протяженность и ширину.

Протяженность канала сбыта — это число участников сбыта или посредников во всей сбытовой цепочке.

Выделяют канал нулевого уровня — канал «производитель — потребитель»; одноуровневый — канал «производитель — розничный торговец — потребитель»; двухуровневый — «производитель — оптовый торговец — розничный торговец — потребитель»; трехуровневый канал — «производитель — оптовый торговец — мелкий оптовый торговец — розничный торговец — потребитель».

Ширина канала сбыта — это число независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки.

При описании каналов распределения товаров в бизнес-плане прежде всего обосновывается необходимость участия посредников в процессе продвижения товара на рынок. Реализация товара предприятием непосредственно потребителям (нулевой канал сбыта) используется в основном при поставке изделий промышленного назначения или реализации своих товаров малыми предприятиями. Реже к помощи прямого сбыта прибегают на рынке товаров широкого потребления. Однако в последнее время форма непосредственной работы с потребителем — прямой маркетинг — получает все большее распространение. Подробная характеристика прямого маркетинга представляется в бизнес-плане при изложении коммуникативной политики.

Необходимость использования посредников и удлинение канала сбыта диктуется следующими обстоятельствами, которые приводятся в бизнес-плане:

  • горизонтальный рынок, на котором имеется множество потребителей в каждом секторе экономики. Это требует создания мощной сбытовой сети, затрат зна­чительных средств, что по силам только крупным производителям;
  • рынок сбыта разбросан географически, соответственно, прямые контакты с потребителями нерентабельны;
  • при поставках крупных партий товара небольшому числу оптовиков можно сэкономить на транспортных расходах;
  • необходимость частых срочных поставок небольших партий товара, для чего лучше использовать склады солидного оптовика;
  • разница между продажной ценой товара и затратами на его производство невелика, а значит, содержание собственной торговой сети убыточно.

Далее идет описание порядка выбора конкретных посредников и какие факторы при этом учитываются; приводится планируемый рост числа посредников и ожидаемый объем каждого из них, а также используемые предприятием формы заинтересованности посредников.

Товародвижение — деятельность по планированию, реализации и контролю перемещения товаров и услуг от производителя к потребителю. Комплекс элементов товародвижения включает в себя транспортировку, хранение, контакт с потребителями.

В бизнес-плане должны быть сформулированы цели системы товародвижения на основе изучения потребностей клиентов и предложения конкурентов. Потребителей интересует своевременная доставка товара, готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента, принять назад дефектные товары и быстро заменить их и др.

Разработав комплекс целей товародвижения, фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. Надо решить следующие основные вопросы:

  1. Как работать с заказчиками, обрабатывать заказы?
  2. Где хранить товарно-материальные запасы?
  3. Каким должен быть минимальный размер товарно-материальных запасов?
  4. Каким образом отгружать и транспортировать товары?

Обработка заказов. Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям фирмы. Изделия, отсутствующие в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных и платежных документов направляются различным подразделениям фирмы.

Все эти действия следует проводить быстро и точно. В идеале торговые представители должны выдавать заказы каждый день, по возможности через компьютерную систему, по телефону. Отдел заказов должен быстро обрабатывать поступившие заявки, склад — в кратчайшие сроки отгружать товары. В минимальные сроки надо оформлять и выставлять счета.

Для ускорения цикла «заказ — отгрузка — оформление счета» незаменимы компьютеры. Несколько персональных компьютеров и модемов — недорогое средство для создания информационной основы маркетинговой сети, которая позволяет реализовать принцип «точно в срок» и ускорить оборот средств. Компьютер выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные товарных запасов, оформляет заказ на изготовление продукции для пополнения запасов, извещает торгового представителя о том, что его заказ выполнен. И все это происходит в считанные секунды.

Коммуникативная политика — это перспективный курс действий предприятия (или его представителей), направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативного микса), обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения товаров и услуг на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.

В бизнес-плане отражаются основные положения программы коммуникативной политики предприятия:

  • цели;
  • задачи;
  • фирменный стиль;
  • стратегии;
  • структура комплекса маркетинговых коммуникаций.

К целям коммуникативной политики могут быть отнесены: завоевание на рынке определенной ниши для конкретного товара (марки) и обеспечение долгосрочного расширения этой ниши либо обеспечение краткосрочной прибыли от нее. Продвижение с целью долгосрочного роста рассчитано на получение прибыли в будущем за счет увеличения (завоевания) числа покупателей. Продвижение с целью получения краткосрочной прибыли ориентировано на немедленный доход. Выбор конечной цели зависит от того, на какой стадии, фазе жизненного цикла находится товар.

Задачами коммуникативной политики являются: стимулирование спроса; создание благоприятных условий для ценовой эластичности рыночного механизма спроса и предложения; информирование о свойствах и видах товара, качестве услуг; формирование и распространение имиджа и престижа фирмы; оповещение о распродажах, ярмарках, выставках; напоминание персональным клиентам или группам покупателей о ценовой и товарной политике фирмы; распространение сравнительной информации о результатах деятельности фирмы; перевод количественных и качественных характеристик товаров и услуг на язык потребностей покупателей.

К числу главных задач коммуникативной политики следует отнести стимулирование спроса и формирование имиджа предприятия. Имидж (образ) фирмы — это отражение в сознании потенциальных потребителей коммерчески важных реальных и привнесенных как фирмой,. так и самими потребителями характеристик фирмы.

Перечислим основные правила построения положительного имиджа фирмы:

  • имидж фирмы должен основываться на реальных достоинствах фирмы;
  • имидж должен иметь точный адрес, т. е. привлекать определенные группы потребителей;
  • имидж должен быть оригинальным, т. е. отличаться от образов других фирм и легко распознаваться;
  • имидж должен быть простым и понятным, не перегруженным информацией, чтобы легко запоминаться и свести к минимуму возможные его искажения;
  • имидж должен быть пластичным. Он должен, остава­ясь неизменным в восприятии потребителей и легко узнаваемым, оперативно изменяться в ответ на изменение экономической, социальной, психологической ситуации, моды, а также под воздействием восприятия его потребителями.

Фирменный стиль — это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой — противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам. В фирменный стиль включают: логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенно­го наименования предприятия), фирменный блок (объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи и фирменные лозунги, фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т. п.), фирменные радиопозывные, гимны, особая фактура бумаги, фирменная одежда).

Назначение фирменного стиля — свидетельствовать, что предприятие во всем поддерживает порядок, как в производстве, так и в сопутствующей ему деятельности, создать у покупателя уверенность в образцовости выпускаемой предприятием продукции.

После определения целей и задач коммуникативной политики необходимо разрабатывать ее стратегию для каждого целевого рынка, обозначенного в разделе бизнес-плана «Исследование и анализ рынка сбыта».

Существует два вида стратегии коммуникативной политики: вынуждения и проталкивания.

Стратегия вынуждения — продвижение адресуется конечным потребителям товара в расчете на то, что спрос конечных потребителей окажется достаточно интенсивным, чтобы вынудить торговые организации произвести закупки продвигаемого товара.

Стратегия проталкивания — продвижение адресуется торговому посреднику в расчете на то, что он сам будет продвигать товар по торгово-распределительным каналам к конечному потребителю.

Следующим этапом в разработке коммуникативной политики предприятия является формирование структуры комплекса маркетинговых коммуникаций, т. е. конкретного сочетания его отдельных инструментов.

Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующий инструментарий: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик рилейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг.

Для определения наиболее эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций учитывают преимущества и недостатки отдельных инструментов (таблица 1), а также условия их эффективности.

Таблица 1. Преимущества и недостатки инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций

Преимущества

Недостатки

Реклама

Привлекает большой, географически разбросанный рынок
Доносит до потребителя информацию о товаре
Контролируется фирмой
Прокладывает дорогу для других видов продвижения
Может многократно повторяться для одной аудитории
Потребители имеют возможность сравнить её с рекламой конкурентов
Дает броское и эффективное представление о фирме и ее товарах
Может видоизменяться с течением времени
Низкие рекламные расходы в расчете на одного клиента

Не способна на диалог с аудиторией
Не может найти подход к каждому потребителю, так как обращения стандартизированы
Не может работать без бесполезной аудитории, т. е. тех, для которых она не предназначается
Требует больших расходов

Стимулирование сбыта

Приводит к кратковременному росту продаж и дополняет рекламу и личные продажи
Привлекает внимание и содержит информацию, способную вывести потребителя на товар
Содержит явное побуждение к совершению покупки, предлагая какую-либо уступку, льго
ту, представляющую ценность для потребителя
Содержит четкое предложение незамедлительно совершить покупку

Может использоваться только как дополнительный вид продвижения
Не может применяться постоянно (например, если предприятие будет постоянно использовать скидки с цены, то
потребители или сделают вывод о низком качестве изделий фирмы, или будут рассматривать обычные цены как повы-
шенные)
Часто смещает акцент с факторов качества, функциональности, надежности на второстепенные факторы (скидки, лотереи, призы)

Личная продажа

Обеспечивает личный контакт с покупателем, способна к диалогу покупатель — продавец
Вызывает ответную реакцию со стороны потребителя (покупка)
Может приспосабливаться к требованиям отдельных потребителей
Размер издержек, не приносящих результата, меньше, чем в рекламе, так как значительно
сокращается бесполезная аудитория
Концентрируется на четко определенных целевых рынках
Удерживает постоянных потребителей, избавляет нерешительных от сомнений и забот

Неэффективная для информирования потребителей, так как персонал может иметь дело лишь с ограниченным их числом
Велики издержки в расчете на одного потребителя
Не может охватить большой, географически разбросанный рынок

Паблик рилейшнз

Дает аудитории достоверную информацию
Охватывает широкий круг покупателей
Подобно рекламе, обладает возможностями для эффектного, броского представления фирмы или ее товара

Невозможность контроля со
стороны фирмы
Пресса может акцентировать внимание потребителей на второстепенных, несущественных характеристиках фирмы и ее товара
Нерегулярность, разовость публикаций

Прямой маркетинг

Целевая направленность контакта
Непосредственное (прямое) общение с покупателем
Индивидуальность коммуникативных связей
Возможность обратной связи с коммуникатором

Необходимость создания базы адресов. Поддержание списков в рабочем состоянии — занятие дорогое, трудоемкое и непрерывное

Спонсоринг

Способствует созданию и укреплению благоприятного имиджа фирмы
Спонсируемая фирма обеспечивает достижение маркетинговых целей фирме-спонсору

Слабый контроль со стороны фирмы
Довольно высокая стоимость
Нерегулярность, разовость мероприятий продвижения

Продукт-плейсмент

Привлекает внимание и содержит информацию, способную вывести потребителя на товар
Воспринимается потребителем как объективная информация
Охватывает широкий круг покупателей
Эффективное восприятие покупателем

Высокая стоимость
Слабый контроль со стороны фирмы
Эпизодичность в продолжительности воздействия
Сложность определения успешности сбыта

Брэндинг

Хорошая интеграция с другими видами продвижения товара — рекламой, прямым маркетингом
Создание привлекательности сделки
Мобильность
Невысокие удельные затраты, приходящиеся на одного покупателя

Оценка брэнда затруднена его «нематериальностью»
Общие расходы достаточно высоки

Читать также:

Управление в менеджменте – Управление:классификация управления, области управления, виды и подвиды социального управления, формы социального управления.

Производственная программа и производственная мощность – Производственная программа выпуска продукции, оказания услуг в данном разделе бизнес-плана устанавливается с учетом рекомендаций плана маркетинга.

Технологические процессы, оборудование и материалы – Обоснование потребных ресурсов базируется, прежде всего, на четком отображении технологических процессов, предусматриваемым бизнес-планом. При этом в бизнес-плане под технологическими процессами рассматривается не только собственно процессы преобразования исходного сырья и материалов в готовую продукци.

Сметы затрат, калькуляции, капитальные вложения – Состав смет затрат, разрабатываемых в настоящем разделе бизнес-плана зависит от его цели. Обязательной для всех видов планов является подготовка общей сметы затрат на осуществление предусматриваемых мероприятий.

Организационно-правовая форма хозяйствования – При создании нового субъекта деятельности с особой тщательностью обосновывается выбор наиболее подходящей ему организационно-правовой формы, которая определяется сочетанием таких факторов, как количество учредителей, форма собственности, необходимость в создании уставного фонда, обязательность наличия юридического лица и др.

Организационная структура – Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей.